Стоит признать, что к врачу-проктологу пациенты обращаются в самых крайних случаях, когда проблема уже принимает серьезные масштабы. Все потому, что этот ряд патологий принято считать слишком «деликатными» и «неудобными». Между тем, распространённость их достаточно высока, а от своевременности обращения зависит успех лечения. Врач-проктолог рассказал, как изменились пациенты в последнее время, и какая помощь им сейчас оказывается.
На вопросы ответил Илья Вернер, врач-колопроктолог, заведующий отделения гнойной хирургии Городской клинической больницы №25.
– Нужно ли посещать проктолога с профилактической целью? Если да – то кому и с какого возраста?
– Сегодня наблюдается тенденция к тому, что онкологические заболевания молодеют. Во всем мире в современных стандартах медпомощи есть рекомендации к профилактическому диагностическому обследованию. Так, во Франции, Японии, США людям после 45 лет рекомендуется делать ретроманоскопию, колоноскопию, УЗИ, сдавать онкомаркеры. В Японии, к слову, есть такая практика – если пациент старше 45 лет раз в год не посещает проктолога, ему запрещают определённые действия, обследования, накладывают на него санкции. То есть, пациент вынужден «бежать из-под палки». Немецкие коллеги рекомендуют проходить обследование ежегодно после 40 лет.
У нас распространены ситуации, когда даже при наличии симптомов человек не обращается к проктологу: пытается их скрыть, списать всё на «банальный геморрой». В итоге, процент запущенного колоректального рака у нас гораздо выше, чем в Америке, например. Я рекомендую пациентам, особенно после 40-45 лет, быть внимательнее к своему здоровью. Если есть симптомы – выделение крови из прямой кишки, слизи, вздутия, запоры – следует, как минимум, обратиться к гастроэнтерологу, пройти обследования.
Где-то, возможно, службы не развиты – но у нас сегодня при каждой поликлинике есть врач-эндоскопист, который может сделать ФГДС или колоноскопию. Даже, если где-то такая помощь менее доступна – всегда остается возможность вызова скорой.
– Какая самая частая причина обращения к проктологу – геморрой?
– Сейчас самой частой причиной обращения я бы назвал свищи прямой кишки. Раньше, действительно, было много обращений по геморрою, сейчас – меньше. Люди научились лечить его амбулаторно, не доводя до стационара. В консультационном центре у нас больше стало пациентов, которые приходят с профилактической целью – отвечаем на их вопросы.
Однако стало больше парапроктитов. Чем это обусловлено? Рядом причин. Гигиена, запоры – это одно. Другое – это злоупотребление антибиотиками.
Многие признаются, что в период пандемии коронавируса при появлении любых симптомов сразу назначали себе антибиотики «в профилактических целях». В результате – дисбактериозы, расстройство кишечника, стул по 10 раз в день, злоупотребление туалетной бумагой, отсутствие гигиены. В общем, количество парапроктитов возросло на 5-7% за последние месяцы, и каждый 3-4 случай заканчивается прямокишечным свищем.
– Геморрой еще часто лечат домашними средствами – как вы к этому относитесь?
– Домашние «средства» – соблюдение диеты, гигиены, выбор туалетной бумаги, использование душа – уже важный вклад в лечение. Отвары трав, та же самая ромашка – тоже может быть. Из народных средств я бы действенным назвал картофель – крахмал из картофеля удаляет отек, снимает воспаление. Но прикладывать картофель к анусу следует в марлечке – ни в коем случае не делать из него свечи и не засовывать их в прямую кишку!
Кстати, большинство пациентов у нас не знают, как правильно ставить свечи. Можно купить свечи и недорогостоящие, с определенным набором действующих веществ, которые снимают воспаления, предотвращают тромбоз – но пациенты ими пользуются неправильно, или ставят по 5-6 раз, вызывая травматизацию кишки. В итоге, ситуация еще усугубляется.
– Один из популярных вопросов: может ли геморрой перерасти в рак?
– Геморрой в рак перерасти не может. Геморрой – это варикозная болезнь вен ануса. Геморроидальные сплетения, геморроидальные вены – они есть у всех без исключения. Когда они воспаляются – это и есть геморрой. Воспаление этих вен, также, как и вен на ногах – не приводят к раку.
Однако, под маской геморроя может скрываться рак – новообразование на ножке, например. Точно установить диагноз может только врач – поэтому и важно своевременное обращение.
– Есть ли среди причин геморроя генетический фактор и такое распространенное сейчас явление как стресс, например.
– Сам геморрой по наследству не передается – но наследственность может быть фактором риска варикозной болезни. Допустим, бывают молодые пациенты с геморроем, без вредных привычек, с правильным питанием и образом жизни, при опросе которых выясняется, что у родителей всегда были проблемы с варикозом на ногах, например.
Стресс – это также вторичный фактор. Все, что связано с повышением артериального давления, сосудистыми спазмами, нарушениями кровотока – все это может в определенной степени оказывать влияние. Гипертоники могут относиться к группе риска по возникновению геморроя.
– Современное лечение проктологических патологий – что-то изменилось за последние время?
– Если брать в целом проктологический профиль, то здесь сохраняется тенденция малоинвазивной хирургии – как и в других областях медицины.
Что касается лечения конкретно геморроя – я бы сделал оговорку. Под современным лечением геморроя сегодня понимают методики лигирования геморроидальных узлов, накладывания лактексных колец. Это не радикальные меры и они, к сожалению, могут приводить к осложнениям и рецидивам.
Самый эффективный метод на поздних стадиях – традиционное хирургическое лечение. Скальпель сейчас не применяется – используются различные электроножи, электрокоагуляторы. Вена удаляется радикально, перевязываются у основания узлы. Период реабилитации после такого хирургического лечения не длительный – 2-3 недели. Можно еще добавить, что не всегда врач предложит действовать радикально, диагностировав проктологическую патологию. Если можно помочь пациенту консервативными методами – конечно, предпочтение отдается им. Назначается терапия, пациент остается под наблюдением, и только при отсутствии положительной динамики проводится хирургическое лечение.
– Изменились ли как-то пациенты проктолога? Стали, возможно, более осознанными или, по-прежнему, с такой деликатной темой к врачу ходить боятся?
– Радует, что увеличивается число молодых пациентов, которые приходят с не запущенными стадиями заболеваний. Это категория людей, которые ответственно подходят к здоровью –хорошо, если это станет трендом.