Все врачи-стоматологи рекомендуют своим пациентам зубную пасту, выбирая из предложений производителей. Однако далеко не каждому выпадает возможность повлиять на рецептуру, создав «свой» продукт. Врачу-стоматологу Ирине Колмаковой это удалось. Своими впечатлениями от работы доктор поделилась с порталом Sibmeda.
Ирина Анатольевна Колмакова – врач-стоматолог, д.м.н., консультант компании NL International в проекте по разработке рецептуры для отбеливающей и реминерализирующей зубной пасты.
– Ирина Анатольевна, подскажите, как вы попали в этот проект?
– Концерн достаточно давно начал работать над созданием зубной пасты. Мы включились в этот проект с «нуля», а нам было уже предоставлено техническое задание от концерта NL. Было понимание, какую конкретно пасту компания хочет получить. Насколько я знаю, сначала они сотрудничали по проекту с немецкими лабораториями. Поэтому, когда они к нам пришли, основа уже была.
Договор был заключен непосредственно со мной, однако я не одна делала эту работу. Над проектом работала целая команда гигиенистов, среди которых есть чемпионы России, пародонтологи – все они участвовали в процессе разработки.
– Какие требования предъявлялись к составу пасты?
– У заказчика было чёткое понятие, что паста должна быть максимально безвредной, что там не должно быть парабенов, поверхностно активных «злобных» веществ, грубых абразивов и так далее. Поэтому нам, медикам, было проще работать: люди понимают специфику и идут с нами одним путём. В компании была однозначная позиция: продукт не только должен хорошо продаваться, но и иметь чёткие клинические полезности.
– Как строилась работа над проектом?
– Мы разрабатывали составы на основе уже проведённых исследований – максимально достоверных, проверенных многими школами. При разработке мы старались опираться именно на них. Есть определённые вещества, которые позитивно влияют на здоровье полости рта или зубов, на реминерализационные процессы.
– Какие специалисты, помимо врачей, входили в команду проекта?
– Там были и химики, и технологи и даже специалисты, которые занимались исключительно вкусом пасты.
На самом деле, вкус зубной пасты – это немаловажно, потому что паста должна быть не просто безопасной, полезной и так далее, она ещё, как минимум, не должна вызывать неприятных вкусовых ощущений – для того, чтобы широко применяться в популяции.
Есть пасты очень полезные, но чистить ими зубы – это насилие над собой. Например, распространённые мятносодержащие пасты стимулируют рвотный рефлекс, поэтому от мяты постарались, наоборот, уйти. Определённые специалисты скрупулёзно занимались ванильными добавками. Лично я за вкус не отвечала, но мне паста по вкусу очень нравится.
– Что для вас, как для стоматолога, было важно увидеть в пасте?
– Основная задача пасты – это хорошо чистить. Чистить можно чем? На сегодняшний день, это либо пена, либо жёсткие абразивы, либо кислоты, которые растворяют кальций и за счёт этого хорошо чистят.
Понятно, что всё это нам не подходило. Поверхностно-активные вещества плохо влияют на слизистую. Грубые абразивы стирают эмаль, приводят к повышенной стираемости зубов, которая и так бич нашего времени. Кислоты растворяют кальций, приводят к деминерализации.
Поэтому основная задача была получить хороший очищающий эффект без использования агрессивных химических компонентов.
– Как удалось решить эту задачу?
– Были добавлены очень мягкие абразивы на основе диоксида титана и ферменты – основное действующее вещество, которое позволяет очищать, не образуя пену, не декальцинируя эмаль и не стирая её. Это ферменты бромелайн и папаин. Они достаточно дорогие, но на сегодняшний день это именно те вещества, в отношении которых есть которых есть научное подтверждение, что они отрицательно не влияют на поверхность эмали.
– Какие ещё возникали вопросы в процессе работы?
– Второй момент, как я уже говорила, паста должна быть приятной на вкус. Большинство людей не готовы пользоваться кислой, солёной пастой – она должна быть сладкой. Какие подсластили вводить в пасту? Опять же, доказан бактерицидный кариес-профилактический эффект у ксилитола в концентрации 10% и выше. Соответственно, такой выбор надо было сделать.
– А за счёт чего обеспечивается реминерализирующее действие пасты?
– Также остро стоял вопрос, чем обеспечить насыщение кальцием эмали. Потому что соединений великое множество на рынке: помимо того, что есть гидроксиапатит, есть глицерофосфат кальция, цитрат кальция, лактат кальция и так далее.
Из них надо было выбрать то, что наиболее обосновано. С точки зрения научных исследований, согласились все, что гидроксиапатит однозначно надо вводить, причём в достаточно высокой концентрации.
Опять же, гидроксиапатит может быть в разных формах: наночастицы, аморфные, гидратированные и так далее. Из этого надо было выбрать. Понятно, что предпочтение отдали наночастицам – чем мельче, тем лучше будет усваиваться.
Также в пасту включили лактат кальция и цитрат кальция, поскольку доказано, что лучше усваиваются слабокислые формы кальция: лактаты, цитраты и так далее.
Помните, было широко распространено одно «народное средство». Мне пациенты рассказывали, что берут яичную скорлупу, толкут, заливают лимонным соком – на самом деле они получают вещество, которое называется цитрат кальция. Научно доказано, что оно прекрасно усваивается зубными тканями.
В эту пасту включили все компоненты именно в тех сбалансированных концентрациях, которые позволяют обеспечить реминерализацию.
Однако необходимо понимать, что реминерализация у каждого индивидуума происходит по-своему. Поэтому паста будет улучшать состояние эмали однозначно у всех, но у кого-то это будет в разы, а у кого-то – только чуть-чуть.
– Какие преимущества «новоиспечённой» пасты можете назвать?
– Она реально хорошо чистит, при этом не вызывая гиперестезию, то есть не имеет высокоабразивного эффекта, не приводит к стираемости эмали при использовании как электрических, так и мануальных зубных щёток.
На нашей базе в течение трёх месяцев проводились клинические исследования пасты на пациентах. Ни у одного участника не было отмечено появление гиперестезии, если её не было до начала пользования, либо мы получили снижение гиперестезии, у кого она была ранее.
Она безопасна – это первое.
Второе – паста в любом случае способствует реминерализации эмали. У нас не было прироста кариозного процесса. С помощью использованных клинических методик мы увидели улучшение состояния эмали зубов.
Кроме этого, паста безвредна для пародонта, для слизистой оболочки полости рта. У нас не было случаев аллергических реакций, возникновения гингивитов на фоне применения пасты. И наконец, она вкусная.
– Рекомендуете ли эту пасту своим пациентам?
– Конечно. Прежде всего, мы сами её пользуемся. Она, действительно, получилась качественная.
– Как оцениваете свой опыт?
– Когда я погрузилась в эту тему, то было просто интересно. У нас никто никогда такого не делал. Сложно было предположить, что из этого получится.
А когда привезли готовую пасту на апробацию, мы попробовали и пришли к выводу, что вообще получился «прикольный» продукт. Никто и не ожидал. А когда ещё начали клинические испытания проводить, то убедились, что результаты очень хорошие.
Можно только порадоваться за компанию, которая так ответственно относится к нашему здоровью, к собственному бренду, к собственным разработкам.
– Согласились бы ещё поучаствовать в подобном проекте?
– Процесс был очень увлекательным. На самом деле, в разработке был ещё один продукт – гель для пациентов с тяжёлыми пародонтальными проблемами, с быстро прогрессирующими пародонтитами, когда совсем плохая десна и нужна именно гелевая паста. Гель так и не дошёл до клинического применения. Надеюсь, что они его не забросят, потому что это реально тот продукт, который нужен населению, и на рынке он будет востребован.