Ваш город:
18+

Елена Климова

4

Уроки физкультуры в школе: вопросы эффективности и безопасности

Ирина Габер: «Освобождение от физкультуры – это самое плохое, что можно придумать, чтобы избежать проблем со здоровьем»

Уроки физкультуры в школе: вопросы эффективности и безопасности
Источник изображения: Сибмеда

Травмы и происшествия, когда «стало плохо», на уроках физкультуры – не редкость, но при этом даже час физической активности для современных детей имеет ценность. Как минимизировать риски для школьников, при каких условиях можно получить «освобождение от физры», как реагировать на прогулы этих уроков и можно ли улучшить ситуацию?

Собеседник «Сибмеды» – Ирина Габер, заведующая кафедрой охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО, кандидат медицинских наук, доцент.

личный архив Ирины Габер 

– Нужны ли уроки физкультуры вообще?

– Движение – это жизнь! А физкультура – не философская категория, а учебный предмет в общеобразовательной программе, обязательный для освоения. На уроках физкультуры помимо двигательной активности ребята получают знания, как организовать тренировочный процесс, как вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиену и так далее.

Если ребёнку не привить привычку заниматься физкультурой, то он очень быстро потеряет здоровье в последующей жизни. Тем более, что занятия на компьютерах всё больше лишают нас физической активности. А ребёнок должен быть на воздухе и в движении 2–3 часа в день. И урок физкультуры – один из способов защититься от гиподинамии, которую несёт цифровизация образования.

– Помимо физической нагрузки, дают ли детям на уроках физкультуры какие-либо теоретические знания?

– Должны. Не обязательно для этого усаживать детей за парты. Учитель может и в процессе занятий объяснять, что происходит. Например, сказать: «Сделаем разминочку, она должна быть такой-то, частота пульса при этом – такая-то, давайте померяем пульс друг у друга, понаблюдаем за своим самочувствием и самочувствием товарища». 

Ребёнок должен на уроке физкультуры научиться отслеживать и регулировать своё физическое состояние. 

Повторю, многое зависит от учителя, от его подготовки и квалификации. Один начинает занятия, как положено, с разминки, а другой машет классу рукой, как было в моей школе: «Вот вам дистанция 500 метров – и вперед!».

Сибмеда 

– Почему на уроках физкультуры происходят несчастные случаи? Может быть, в программе завышены требования? На уроки физкультуры по основной программе приходят дети после медосмотра, стало быть, у них здоровье в порядке.

– Я бы спросила не о нормативах, а о качестве медосмотра. Почему происходят на физкультуре такие случаи? Когда я в состоянии покоя, у меня нормальные показатели пульса и давления. А когда человеку дают нагрузку: присесть 30 раз или пробежать дистанцию за определённое время, реакция организма у каждого своя. Должна быть медкомиссия с функциональными пробами под контролем врача.

Вам на медосмотрах предлагают выполнить функциональные пробы? Мне тоже – нет, то есть, даже мы, взрослые, не знаем, резервы своего здоровья – тем более, ребёнок.

Ученик проходит медосмотр, получает доступ, идёт на физкультуру. И под нагрузкой может проявиться острое физическое перенапряжение или переутомление, особенно на фоне нерационального режима, психических нагрузок и других ослабляющих организм факторов. Видите, сколько зон, где могут быть риски ухудшения здоровья ребёнка на занятиях физкультурой.

– И что же посоветуете делать родителям и ученикам? Постараться получить справку об освобождении от занятий – от греха подальше?

– Тотального освобождения от занятий физкультурой не существует. После некоторых перенесённых заболеваний ребёнок получает временное освобождение. В случае же ослабленного здоровья, наличия хронических болезней, которые являются противопоказанием для занятий физкультурой по основной программе, ребёнок должен посещать занятия, программа которых соответствует возможностям его организма.

Этот вопрос регламентирован письмом Министерства образования РФ от 30 мая 2012 года N МД-583/19 «О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья"». Но остаётся вопрос кадрового обеспечения таких групп. Часто ребёнок, который должен заниматься по ограниченной программе, просто пишет реферат, читает литературу, – приобретает теоретические знания.

– Зато никаких рисков?

– Как сказать. Если мы лишаем ребёнка занятий, мы пропускаем определённый сенситивный период развития (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения – ред). Когда ребёнок двигается, у него развивается не только мышцы и связки, развивается мозг. Повышается его умственная работоспособность, улучшается мышление, память, настроение. Освобождение от физкультуры – это самое плохое, что можно придумать, чтобы избежать проблем со здоровьем.

Сибмеда 

– Допустим, медкомиссия определила ребёнка в основную группу. А он говорит, что чувствует там себя неважно и ходить не будет. Что делать родителям? Идти в школу разбираться?

– В том числе, и это. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Я на месте родителей – без агрессии, без претензии – подошла бы к учителю: «Я хочу посмотреть, как мой ребёнок занимается на уроках физкультуры». И узнала бы, какие отношения у учителя с ребёнком. 

Физкультура, как и любая учебная деятельность, сильно зависит от того, насколько ребёнок видит смысл в занятии. У него должен быть интерес, мотивация. Одно дело, когда учитель говорит ребёнку, что в прошлом году у тебя получалось вот это, а в нынешнем году давай поставим цель достигнуть следующей ступени, то есть, предлагает ребёнку соревноваться с самим собой. И объясняет, что его достижения на уроках физкультуры позволят в жизни добиваться целей в других сферах. Твоя физическая форма – твой жизненный ресурс. Укрепляй и развивай его.

И совсем иначе будет относиться к занятиям ребёнок, которого сравнивают с теми детьми, у кого изначально иной физический ресурс. У него разовьётся страх быть хуже других. Правильно организованные занятия физкультурой приносят радость. Остальное противоестественно.

– Ребёнок прогуливает физкультуру, потому что он толстый и неловкий. Над ним смеются. А ему, как раз, физкультура на пользу. Что делать?

– С одной стороны, это вопрос о дружбе в коллективе, вопрос к классному руководителю. Использует ли он приёмы командообразования, которые позволяют сплотить классный коллектив и создать доверительные поддерживающие отношения между одноклассниками? С другой стороны, это вопрос о повышенной чувствительности ребёнка к задирам и насмешникам. Хорошо бы научить ребёнка не реагировать на это, объяснить, что у каждого свои особенности. Кто-то толстый, кто-то рыжий, кто-то очкарик, кто-то конопатый. Ну и что? Эти переживания – особенность подросткового возраста, а приобретение навыков совладания с ними – результат взросления.

– Девочки в критические дни могут себя плохо чувствовать. Учитель физкультуры – мужчина. Отпроситься неловко, лучше прогулять…

– Если в школе есть медицинский работник, девочки могут подойти к нему и получить полное либо частичное освобождение. Если медицинского работника нет, надо решать вопрос через классного руководителя. Надо искать способы, как помочь ребёнку полюбить тренировку, полюбить физическую культуру. Учителя и родители должны в этом сотрудничать.

Сибмеда

– В «физруки» зачастую идут спортсмены, закончившие карьеру, а не те, кто хотел стать педагогом. Верно?

– Да. Нередко учитель физкультуры не имеет базового педагогического образования. Но это можно поправить с помощью профессиональной переподготовки. Труднее разрешить проблему перегрузки учителя. Учителя должны получать зарплату не ниже средней по региону. Таково требование Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года. Базовое образование у педагога другое, но в дополнение к основной для него дисциплине он берёт ещё уроки физкультуры. И вместо 18 часов в неделю, учитель ведёт уже 40. Из них, например, половину ОБЖ (это в лучшем случае), остальное – физкультура. Возможно ли при таких нагрузках оказывать полноценное внимание каждому ребёнку? А на уроках физкультуры это необходимо. Мы живём в такое время, когда на школу «навесили» полную ответственность за всё, что происходит в её стенах.

– Разве это несправедливо? И когда-то было по-иному?

– Если вы поговорите со старыми опытными учителями физкультуры, они скажут, что раньше существовал полноценный врачебный контроль. Врач выходил на уроки физкультуры, замерял пульс учеников, смотрел пульсовую кривую в течение занятий. Выяснял таким образом, адекватна ли нагрузка для ребёнка. А сейчас много ли вы найдете школ, где медицинский работник находится в школе в течение всего времени пребывания там детей? Но даже если нет медицинского работника, физкультура же идёт, её никто не отменяет по этой причине. И вот ребёнку на физкультуре стало плохо. Что делать учителю в такой ситуации? Был бы медицинский работник – вызвал его, передал ребёнка в руки специалиста и продолжил бы занятие. Ресурсы, материальные и человеческие, которыми школа сегодня располагает, не всегда соответствуют предъявляемым к ней требованиям.

– Материальные ресурсы – это беговые дорожки и теннисные корты, как в кино, или коридор вместо спортзала, как приходилось видеть в сельских школах?

– Не только в кино. Мне приходилось видеть отличную спортивную инфраструктуру в школах. Например, в Новолуговской средней школе № 57 или в Кольцовской средней школе № 5. Там есть и футбольное поле, и хорошая беговая дорожка, и теннисный корт, и другие спортивные сооружения.

Развитие школьной инфраструктуры для физической активности детей (и учителей тоже) – вопрос актуальный. Когда школа рассматривается как социокультурный центр, территории и её инфраструктура используется не только для школьных мероприятий, но также и для физкультурно-оздоровительных нужд жителей территории, тогда её развитию уделяют внимание и глава муниципалитета, и представители депутатского корпуса, и местные производственные организации. Тогда и появляются дополнительные ресурсы. Думаю, что спортивная инфраструктура упомянутых мною школ появилась благодаря именно такому социальному партнёрству.


Пришкольная территория, оборудованная для занятий физкультурой, позволит и ребятам в переменку размяться. И общественные организации смогут использовать эти спортивные устройства: ворота для футбола, баскетбольные стойки со щитами, волейбольные и теннисные стойки, турникеты, рукоходы, гимнастические брусья и прочее для организации любых подвижных мероприятий. Но я говорю пока о другом. О том оборудовании, которое закупает школа для спортивных занятий, и как она его эксплуатирует.

Не случайно в 2013 году Министерство образования и науки Российской Федерации разработало рекомендации о безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися. Необходимость принятия государственных мер в целях обеспечения безопасности детей обусловлена статистикой несчастных случаев на детских игровых площадках, школьных спортивных площадках и простейших спортивных сооружениях. Не всё оборудование на них отвечает установленным требованиям безопасности, в том числе из-за ненадежно закрепленных частей и неправильной установки оборудования, что приводит к детскому травматизму и несчастным случаям.

– Родитель может посмотреть сертификаты оборудования спортзала?

– Можно попросить классного руководителя пригласить учителя физкультуры на родительское собрание. Пусть учитель расскажет, что он использует на занятиях и прокомментирует, как он обеспечивает безопасность оборудования при его эксплуатации.

Читайте также:

Выбор спортивной секции для ребёнка: по возрасту и силам


Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 0
Подписаться на комментарии
Добавить комментарий
Читайте также