Диагноз «диабет» для человека – это всегда объёмный список пожизненных ограничений, обязанностей, а также страх «неминуемых» осложнений, что пугает часто больше, чем само заболевание. Мы поговорили с экспертами и узнали, как перестать считать диабет «смертным приговором», есть ли у диабетика психологический портрет и зачем ему помощь психолога.
Болезнь или «несладкий» образ жизни?
Специалисты прогнозируют, что уже в 2045 году в мире будет 629 млн больных сахарным диабетом. Сейчас их количество составляет 425 млн, из них 8,5 млн – жители России. Однако эта цифра может быть в два раза больше: половина людей не подозревают о своей болезни.
По словам главного эндокринолога Новосибирской области кандидата медицинских наук Олеси Шабельниковой, в Новосибирской области число больных сахарным диабетом приближается к 90 тыс. человек, из них 4 100 подростков и молодых людей с диабетом первого типа.
В регионе 700 беременных женщин с впервые выявленным сахарным диабетом, так называемым гестационным диабетом, который, как правило, проходит после родов. Ещё порядка тысячи человек, заболевших диабетом после операции на поджелудочной железе или на фоне других серьёзных заболеваний.
Врачи-эндокринологи считают, что психологические факторы не влияют на развитие диабета, однако не отрицают, что у диабетиков есть психологические проблемы.
Например, при впервые выявленном диабете пациент может «не поверить» в диагноз и отказаться от лечения. Это грозит ранними осложнениями, вплоть до диабетической комы.
«С психологических позиций мы говорим нашим пациентам, что диабет — это образ жизни, но, конечно, это заболевание и, к сожалению, заболевание прогрессирующее, при котором развиваются осложнения. От того, насколько человек управляет диабетом, меняет свой образ жизни, настолько и удаётся отсрочить по времени развитие этих осложнений. На территории Новосибирска есть люди, которые живут с диабетом 50 лет и больше, то есть это говорит о том, что, заболев в 20 лет, человек с диабетом может дожить до 75 лет и больше. Диабет — это не приговор», — уверена Олеся Юрьевна.
Болезнь «психологических проблем»
Психологи, в свою очередь, видят психологическую природу причин диабета. По словам члена Профессиональной Психотерапевтической Лиги психолога Светланы Кравченко, существует так называемая «Чикагская семёрка», куда входят такие заболевания как гипертония, язвенная болезнь, язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертиреоз и ревматоидный артрит.
Онкологические заболевания и диабет отнесены к «условно психосоматическим», то есть чаще всего «спусковой крючок» болезни – это психологические проблемы.
Светлана Кравченко рассказывает, что психологи выделяют три основные психосоматические причины появления диабета: депрессии после тяжкого потрясения, длительные стрессы, переходящие в депрессии и частые негативные эмоции, которые вызывают повышенную тревожность или даже панические атаки.
Из-за того, что человек часто испытывает негативные эмоции, глюкоза быстро сжигается в организме, и инсулин не успевает её переработать. Именно поэтому во время стресса большинство людей тянет съесть сладкое. Со временем человек по привычке «заедает» стресс, уровень глюкозы в крови постоянно скачет, появляется лишний вес.
«Обычно психологи связывают сахарный диабет с недостатком материнской ласки. Диабетики являются зависимыми от других, испытывают необходимость в заботе. Часто среди диабетиков встречаются нарциссы. Нарцисс любит только себя и требует от окружения постоянного признания, заботы, любви и восхваления. Такие люди берут от мира и окружения любовь, но берут её настолько много, что поджелудочная железа изнашивается, и уже не может вырабатывать такое количество инсулина, чтобы обрабатывать такое количество глюкозы», – рассказывает Светлана Кравченко.
Ещё одной причиной возникновения сахарного диабета психолог называет другую крайность – человек считает, что его любят за деньги или высокие результаты. Он уверен, что не достоин ответных чувств партнёра или родителей и постоянно пытается доказать обратное.
«Если сравнивать два типа диабетиков с позиции воспитания, то в первом случае детей слишком сильно «залюбливают», перенасыщая кровь сахаром, а во втором случае любовь как раз не поступает, но по причине отказа её принимать самим ребёнком (или взрослым). В первом случае перед нами будет самовлюблённый человек с претензиями на совершенство, а во втором будет закрытый «сухарь», который не считает, что есть в мире честная ответная любовь», – комментирует Кравченко.
Как «подружиться» с диабетом
«Как пишет Лиз Бурбо, диабетики отличаются интенсивной умственной деятельностью, они всегда ищут путь, как реализовать определённое желание. Однако такой человек не удовлетворён любовью окружающих, он часто чувствует себя одиноким. Болезнь говорит о том, что человеку необходимо расслабиться, перестать считать себя отверженным, постараться найти свое место в семье и обществе», – рассказывает Светлана Кравченко.
Психологи считают, что диабетиков объединяют общие психологические черты, такие как чувство заброшенности, тревожность, эмоциональное недовольство, ранимость, беззащитность, болезненное восприятие отказов и зависимость от близких людей. Пациенты с диабетом любят всё контролировать и не могут адекватно воспринимать любовь и внимание, а дефицит этой самой любви они восполняют едой.
Чтобы принять свой диагноз, Светлана Кравченко советует написать на листке 10 причин, почему болезнь вам мешает, и 10 изменений, которые произойдут, если диабета не будет. Это нужно, чтобы посмотреть на ситуацию честно: действительно ли болезнь мешает жить. Например, вы не стали юристом из-за диабета, или потому что вы боитесь или не хотите им становиться? Психолог отмечает, что на практике, болезнь не настолько мешает человеку жить.
Специалисты выделяют пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Идеальный вариант – когда все они проходят быстро. Однако бывают случаи, когда одна стадия, например, отрицание, длится несколько лет, и пациент отказывается признавать болезнь и принимать лекарства. Обязательная стадия перед принятием – депрессия. Нужно «отгоревать» и отпустить, чтобы начать закладывать в себя правильную информацию.
Кравченко считает, что бороться за хорошие результаты нужно, но не стоит ругать себя за «высокий сахар». Человек может сидеть на строгой диете и часто измерять уровень глюкозы в крови, но диабет – это ещё и неуправляемый гормональный фон, который может измениться даже из-за перемены погоды.
«Чаще всего, люди попадают в такую ситуацию из-за завышенных требований к себе, и, имея диабет, начинают предъявлять к себе требования ещё выше. Но зачем это делать, если мы стараемся от этого уйти?», – комментирует Светлана Кравченко.
Если рассматривать диабет как психосоматическое заболевание, необходимо обратиться за помощью к психологу как можно раньше. Светлана Кравченко уверена, если человек придёт на стадии «я часто нервничаю и не могу ладить с эмоциями», а не на стадии «у меня диабет, почему так получилось», то болезнь можно не допустить. Психолог учит правильно реагировать на окружающий мир на эмоциональном уровне, чтобы душевное состояние не отразилось на физическом уровне в дальнейшем.
Если врачи уже поставили диагноз, психолог поможет разобраться в причинах болезни, найти мотивацию и улучшить качество жизни. Но работа над внутренними проблемами не исключает терапию, прописанную эндокринологом или терапевтом.
Часто люди воспринимают диабет как «смертный приговор»: расписывают себе точные даты осложнений и смерти и программирует себя жить по выдуманному сценарию. Важно воспринимать болезнь как свою особенность, найти новые цели и интересы, потому что от душевного состояния меняется и физическое.
Учат в школе
Для обучения навыками «управления диабетом» Минздравом разработана специальная программа. Пациентам рассказывают, что такое диабет и уровень глюкозы в крови, объясняют, как правильно питаться, считать углеводы и хлебные единицы, как корректировать дозу инсулина в зависимости от самочувствия. Людям с диабетом важно знать, как вести себя при простудных заболеваниях и правильно распределять физическую нагрузку.
Часть занятий посвящены осложнениям сахарного диабета. Проводятся индивидуальные встречи специалистов с пациентами, находящимися на помповой инсулинотерапии и для беременных. Такие занятия проводятся по будням в эндокринологическом отделении областной больницы.
По словам Олеси Шабельниковой, врачи стараются привлекать к обучению и родственников диабетиков или объясняют пациентам, чему нужно обучить своих близких, чтобы во время гипогликемии, когда концентрация глюкозы в крови снижается до критического состояния, родственники понимали, что нужно принести сладкий чай, а не открывать окно или вызывать скорую.
Для пациентов с диабетом важен не только самоконтроль, но и поддержка близких. Психологи советуют родственникам не относиться к человеку как к больному.
«Например, если в семье один из детей имеет сахарный диабет или другое заболевание, то их нельзя разделять со здоровыми. В это состояние хорошо впасть и в нём законсервироваться. Даже ребенок понимает, сколько выгод оно даёт. Хочешь – не хочешь, но ты начнешь лишний раз болеть, чтобы иметь привилегии», – отмечает психолог.
Нельзя уходить и в другую крайность – делать вид, будто у вашего родственника нет болезни. Семья должна восприниматься диабет как индивидуальную особенность человека: если всем хочется торт, то должны приниматься во внимание и чувства больного диабетом.
Чтобы пациент мог поддерживать нормальный уровень глюкозы в крови, ему необходим не только эндокринолог, но и психолог, который будет заниматься вопросами психологической коррекции отношения пациента к заболеванию.
«Борьба с диабетом включает в себя медицинские установки, социальную и психологическую адаптацию людей, чтобы они могли вернуться к своей обычной жизни, чтобы они могли, если это молодые женщины, рожать детей и так далее, то есть чтобы они были социально и психологически адаптированы», – отмечает Олеся Шабельникова.