Ваш город:
18+

Анастасия Зорина

3

ЕГЭ для родителей: как помочь школьнику хорошо сдать экзамены и выбрать профессию

Мнение эксперта: как стать коучем для своего ребёнка и помочь с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ

ЕГЭ для родителей: как помочь школьнику хорошо сдать экзамены и выбрать профессию
Источник изображения: www.pixabay.com

Для одиннадцатиклассников наступило время, когда уже нужно выбрать предметы для ЕГЭ, вузы, профессию и начать вплотную готовиться к государственному экзамену. Конечно же, родители переживают за будущее своего ребёнка. Как в погоне за успешным результатом не ухудшить здоровье и отношения с подростком? Ответ мы решили найти в коучинге.


личный архив

Наталья Ширинская, коуч, преподаватель Академии профессионального коучинга и наставничества РСМА рассказала о том, как родители могут помочь школьнику определиться с профессией и хорошо сдать экзамены.

Коучинг — это технологии, созданные для взрослых, которые способствуют достижению своих целей теми путями, которые комфортны и результативны. Коуч — это помощник для другого человека перейти из точки, в которой находится, в точку, где он хочет быть. Технологии коучинга работают не только на достижение целей, но и способствуют развитию личностного потенциала человека. Поэтому коучинговый подход может применяться для развития и становления личности в ребенке.

— 9 и 11 класс для многих детей становятся настоящим испытанием из-за высокой нагрузки и эмоционального напряжения. Какую позицию родителям в этот период наиболее целесообразно занять? 

— Основная позиция родителей — та, в которой они четко понимают, чего им хочется получить по итогу учебного года в отношении собственного ребенка: чтобы их подросток был счастлив и здоров или чтобы он был переполнен стрессовыми переживаниями.

Да, ситуация, связанная с поступлением, очень важная, но не ключевая. Необходимо понимать, что у подростка во время школьного ажиотажа под названием «скорее определиться» идет одновременно ключевой период осмысления своего существования, он задаёт себе вопросы: «кто я? на что я способен? чем я хочу заниматься в будущем?». А тут ещё и родители со своим волнением из-за того, что у них есть собственный опыт того, к чему могут привести неправильный выбор и неудачи.

Важно, чтобы сами родители задали себе вопрос, что для них важно, чтобы они разграничивали интересы ребёнка и свои. Осознавали, в чём для него заключается счастье? Чтобы они поддерживали его, были чуткими к его интересам и почаще спрашивали: «Что у тебя хорошего сегодня произошло?». 

Собирайте с ребёнком его успехи, даже зная, что он не идеален. Например, сегодня прошёл пробный экзамен, и он волновался меньше, чем обычно, или решил то задание, которое у него раньше не получалось.

Родитель должен видеть дельту позитивных изменений в своем ребёнке, помогать ему наращивать внутреннюю уверенность: «Да, не получилось, а что нужно сделать, чтобы получилось? А что у тебя получилось? Что сегодня ты сделал чуть лучше, чем вчера? От чего ты получил удовольствие? Что тебе понравилось? Что ты хочешь изменить в себе или усилить? Как бы ты хотел себя чувствовать на экзамене?»

Задавая своему школьнику вопросы, спросите себя «Для чего я это спрашиваю?»: чтобы поддержать или для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции. И второй вопрос – что в основе намерения поддержать: чтобы он был счастлив или вы хотите им гордиться. 

— Выбор экзаменов напрямую связан с выбором профессии. Как помочь определиться будущему выпускнику, найти свой профессиональный путь? 

— Нужно идти за интересом ребёнка. Главный вопрос: «Что тебе ближе, чем ты хочешь заниматься ближайшие 10 лет?». Возможно, он ответит «не знаю». 

Тогда попробуйте обратиться к преподавателям, которые могут подсказать, к чему у него способности. Можно сходить в Центр развития профессиональной карьеры, там с помощью тестирования помогут определиться. 

Если ответ, к примеру, «хочу быть стилистом», мы дальше смотрим, подросток хочет быть стилистом, потому что это красиво? Он читал соответствующую литературу? Смотрел обучающие видео и сам что-то делал? Тут главной задачей становится показать невидимую сторону профессии, не запугать, а рассказать о деталях. Ведь за красивым образом часто стоит много труда. 

Те, кто поступают на психолога, в основном, думают, что будут просто консультировать людей, а там, оказывается, что нужно отчётность заполнять. Он готов к этому? Он от этого будет получать удовольствие? Это необходимо обговорить, чтобы после первой практики не было разочарования от выбранной профессии. 

Кроме того, при выборе высшего учебного заведения важно понять, где, в какой атмосфере будет происходить профессиональное становление вашего ребёнка. Предложите посмотреть вуз, который будет и подходить к интересам, и усилит способности, и сделает его конкурентоспособнее.

Еще советую сходить в университет и побыть в его атмосфере, потому что подросток выбирает 4 года своей жизни, ему должно нравиться. При выборе профессии не нужно только ориентироваться на будущую перспективу заработка, сейчас быстро всё меняется, появляются новые профессии. Важно понимать, что ребёнок, поступив в университет, может его поменять, и это нормально.   

pixabay.com

— Как помочь подростку правильно расставить приоритеты в решающий год, чтобы максимально успешно сдать экзамены?

— Сложность заключается в том, что даже в 11-м классе подростки живут «здесь и сейчас», они не видят ценности времени. Это родители понимают, что ребёнок может не успеть, поэтому они должны напоминать и договариваться: «давай, сейчас ты позанимаешься, а потом пойдешь к друзьям, если ты для них дорог они поймут тебя и подождут». 

Ещё один вариант: предложить своему ученику сделать расписание на неделю, тогда он сам распределит свое время отдыха и занятий, и у него не будет чувства тотального контроля. Это не означает, что сегодня я весь день гуляю, потому что у меня выходной. Родитель может скорректировать и объяснить, почему это не лучшее решение. 

Можно мотивировать вопросами: «Для тебя важно получать профессиональные знания? Для тебя важно чем-то гордиться?» Можно задать еще один вопрос: «Чем ты хочешь гордиться, когда закончишь университет и пройдет пять лет? Какой уровень зарплаты ты хочешь получать?». Пусть это будет мечтой, главное, чтобы это стало маяком. «Хочешь зарабатывать 70 тысяч и делать то, что нравится, тогда, наверное, нужно хорошее образование? Если ты хочешь поступить в вуз, то нужно сдать хорошо ЕГЭ, чтобы был большой выбор. Если так, то нужно позаниматься, а потом уже к друзьям идти. Иначе вряд ли у тебя будет зарплата в 70 тысяч». 

Так вы показываете логику, ради каких таких благ он чего-то лишается. Задача родителей найти те стимулы, которые заставят подростка заниматься, учиться и развиваться. И эти стимулы индивидуальны.

— Что родители могут сделать, чтобы уменьшить стресс школьника из-за предстоящих экзаменов, а также морально подготовить к сдаче? 

— Необходимо проследить, что успокаивает ребёнка в его рутинной жизни. Если у него пересыхает во рту при волнении, то тогда необходимо взять с собой воду. Или ему становится спокойнее, когда он на столе поправит все свои вещи и так далее. Все это можно проследить и на пробных экзаменах. С репетитором или с родителем можно продумать стратегию выполнения ЕГЭ. Например, опираясь на увеличение сложности заданий, сначала пусть выполнит лёгкие задания, с помощью них он успокоится, следующая ступенька средний уровень — нужно подумать, но не долго, так подросток станет ещё увереннее в себе. И в конце выполнить сложные задания.

— Какие ошибки наиболее часто совершают родители «из лучших побуждений», стараясь максимально помочь своему ребёнку подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ? 

— Основная ошибка — это лишение подростка полноценного отдыха. Могут «нагнетать» обстановку — это относится к ошибкам прессинга из-за своих собственных страхов. Пусть сами родители постараются успокоиться, не паникуют, потому что их состояние передаётся и детям. 

Родители должны быть уверены, что в любой ситуации найдется выход. Главное — здоровье и благополучие ребенка. Выбор вуза — это естественный процесс. Осознавать, что даже, взвесив все «за» и «против», вы можете ошибиться, но это не тотально. 

Сейчас, мне хочется обратиться к родителям, понимая, что это и для них важный период жизни. Родители, будьте сами оптимистами, верьте в потенциал и способности своего ребёнка, верьте в то, что в основе любого выбора лежит благое намерение, что ваш выбор — это лучший на момент его принятия, примите то, что перемены не только возможны, но и неизбежны. Я сейчас перечислила основные принципы коучинга. И главное, родители, верьте в своего ребёнка и тогда и у него, и у вас как родителей, в целом, всё будет хорошо. И конечно, мне хочется и родителям, и детям, пожелать удачи в сдаче ЕГЭ. Хотя, я как коуч, уверена, что любая удача зависит от самого человека!



Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 0
Подписаться на комментарии
Добавить комментарий
Читайте также