Знакома вам такая ситуация: вроде все показатели в норме, а организм чувствует себя нездоровым, ни на что нет сил? Или вот: был все время здоров, а тут как навалилось – то простуда, то желудок, то палец сломал. Или хронические патологии, которые вроде лечишь, а они все равно регулярно обостряются. Что делать, если хочется быть в жизненном тонусе, а симптоматическое врачебное лечение помогает только на время и само по себе тоже изматывает?
Можно решить проблему по-другому. Найти первопричину недомоганий и патологий, которые часто кроются не в сбоях организма, а в самой жизненной ситуации. На эту тему мы побеседовали с Татьяной Ячменевой, врачом-неврологом, коучем по здоровью.
– «Коучинг здоровья» – что это за направление? Оно помогает в лечении болезней?
– В моем глубинном понимании, это способ соединения человека с самим собой, с собственной силой. А по факту – помощь по внедрению изменений в жизнь. Здоровье – это объективный показатель удовлетворенности человека жизнью.
Говорить, что мы работаем только со здоровьем – не совсем правильно. Мы работаем с жизнью человека, с его возможностью быть счастливым, быть удовлетворенным своей жизнью – в этом случае у него не будет необходимости болеть.
– А люди болеют «по необходимости»? Вы говорите о влиянии психологических факторов на соматические патологии?
– Здесь глубже нужно смотреть. Вот живет человек, живет – и вдруг на него «нападает» заболевание. Он идет к доктору и говорит: «у меня вот тут заболело, вы полечите, пожалуйста, и я дальше пойду работать». Ему дают таблеточек, вроде убирают болезнь, он идет работать дальше – а потом мы констатируем рост хронических заболеваний. Оказывается, симптомы были сняты, а болезнь не прошла.
Никто в момент обращения не задумывается, что болезнь – это сигнал организма на определенную нерациональность в какой-либо сфере жизни: невозможность отдохнуть, невозможность «выключить мозг», невозможность находиться в определённых условиях. А ведь так чаще всего и бывает – человек не может адаптироваться к ситуации и происходит болезнь. Поэтому, когда приходит клиент и говорит: «я устал болеть, я больше не могу» – нужно анализировать, почему так, а не просто работать с проявлением болезни.
Это же объясняет обращения, которые мы слышим довольно часто: «я болею-болею, хожу по врачам, а никто мне помочь не может». И здесь понятно, о чем речь: человек реально болеет, ему действительно плохо, он объективно нетрудоспособен, а врачи говорят: «сердце мы тебе проверили, анализы нормальные – иди, все хорошо у тебя». А человеку не хорошо, и он не может идти – потому что проблема в другом.
– А что вы предлагаете в такой ситуации? С чего начинаете общение с клиентом?
– Мы беседуем, и первым я задаю вопрос: что вас ко мне привело? Человек начинает рассказывать о своих проблемах, о своей боли – и на данном этапе я просто протоколирую. Важно, чтобы звучали даты и факты: в каком году возникло заболевания, когда появились симптомы, когда стало лучше и, наоборот, когда и как заболевание обострилось. Я накладываю этот рассказ на линию времени.
А затем я задаю следующий вопрос: а как вы жили все это время? Какие события происходили в жизни, позитивные, негативные, каким было эмоциональное состояние при этом – также по времени и датам. Получается еще одна линия времени.
Так вот если потом посмотреть на эти две линии – линию развития болезни и линию жизненных ситуаций – в 99% случаев будет наблюдаться четкая корреляция.
И в этот момент и у самого человека закрадывается подозрение, что это все не просто так: что заболевания и события в жизни связаны, что болезнь возникла не случайно.
– И как можно помочь человеку, который наглядно увидел, что его болезнь возникла не случайно?
– Самая главная моя задача – перевести человека в зону собственной ответственности. Пока человек находится в третьем лице по отношению к своей проблеме («вот моя болезнь, я её принес врачу, пусть он лечит – я что могу сделать?») ничего не получится. Нужно научиться брать ответственность за свою жизнь и свои проблемы.
Представьте, вы хотите сварить суп. Берете кастрюльку, кладете в нее мясо, капусту, свеклу, морковку – стоите и ждете, пока сварится уха, потому что хочется именно ухи. И вы думаете об ухе, мечтаете об ухе, представляете уху – но пока вы кладете в кастрюльку ингредиенты для борща, уха не сварится. Хотите ухи – положите другие продукты. О чем эта метафора? Состояние здоровья, которое мы имеем на сегодняшний момент, является четким показателем того, как мы жили до этого времени. Хочешь изменить результат – тогда действуй, меняй!
Важный этап – определение цели. «Чего ты хочешь?» – спрашиваю я. «Я хочу не чувствовать боль». Но не чувствовать мы не можем. «Я хочу, чтоб не болело». Глагол в прошедшем времени – оно когда-то не болело. Шаг за шагом, мы выходим на формирование «здорового» запроса. Это может занять целую сессию, но оно того стоит: так только вербализовался хороший запрос, «теплый», желанный для человека – он захочет в него «зайти».
После этого клиент обычно покидает кабинет на подъеме, говорит: «всё, я пошел жить». Выходит за дверь – а жизнь встречает его той же картиной, как была до визита. И вот здесь возникают сложности. И начинается новый этап работы – сопровождение изменений, когда человек пробует через опыт, встраивает «новое» в свою структуру. Знания без опыта бессмысленны, а опыт не бывает без трудностей, ошибок. И вот здесь я нахожусь рядом, и мы разбираем все ситуации, когда не получается и стараемся сделать так, чтоб получилось.
Как правило, требуется порядка 8 встреч, один раз неделю на протяжении 2 месяцев , чтобы получить результат. У того, кто имеет навык встраивания знаний в опыт – это проходит быстрее. Кому-то и одной сессии достаточно, чтобы «выстрелило».
– А результатом становится что?
– Объективное улучшение самочувствия. Мы на начальном этапе проговариваем: чего хочу, и что станет результатом нашей работы. Если кто-то сформулировал запрос: «болею простудами каждый месяц, а хочу болеть раз в год» – мы к тому и идем.
– Получается, мы можем болеть по желанию?
– Все болезни имеют свою выгоду. И нужно разбираться: про что болезнь? Самый простой пример: «Раз заболел – останусь дома, хоть отдохну, полежу спокойно». Человек не допускает, что может остаться дома, просто потому что устал, и так сейчас хочет. Ему же говорили в детстве, что лениться не хорошо! В итоге, формируются убеждения, ценности, человек «программирует» себя на частые заболевания, потому что это позволяет ему по «честной» причине остаться дома. И он будет болеть регулярно.
Я говорю клиенту о том, что можно быть здоровым, и выясняю иногда: «Да я ж тогда умру: придется больше работать, заниматься домашними делами, мне перестанут сочувствовать, я лишусь внимания родственников». Это опять про то, что человек должен взять ответственность за свой выбор: хочешь – болей, не хочешь – вноси изменения в жизненные процессы.
– Может есть случаи из практики, которые наглядно это демонстрируют?
– Приходит девушка и говорит: «сильно болит плечо». Я задаю ей вопрос: «Что тебе не дает делать больное плечо»? Отвечает: «Я не могу доставать сверху предметы, и потянуться за вещью не могу – сразу боль». Начинаю спрашивать у нее, что в ее жизни сейчас происходит такого, что связано со словами «достать» и «дотянуться». И выясняется, что ее так в последнее время «достает» начальник, что она еле как старается «дотянуть» до конца года, чтобы закрыть ипотеку и уйти. В итоге мы полечили и плечо, и с психосоматическим компонентом поработали.
– Может ли человек, чтобы понять свою проблему, воспользоваться какой-то техникой коучинга самостоятельно?
– Можно задать себе вопросы, которые прояснят внутреннюю потребность и внутренний протест. Первый вопрос: «Что я не могу делать в связи со своим заболеванием?» И это станет ответом на внутренний протест. Второй вопрос: «Что я могу делать в связи со своим заболеванием?» Это ответ на внутреннюю потребность. Иногда спрашиваю своих клиентов, и получаю ответ: «Да ничего я не могу делать с этой болезнью!». Вот, говорю, ты можешь ничего не делать. Если это внутренняя потребность – то болезнь и не уйдет.
– Вы много лет работаете врачом-неврологом. Насколько обязательно для коуча по здоровью иметь медицинское образование?
– По сути, если рассматривать коучинг с точки зрения целеполагания, им может заниматься человек и без медицинского или психологического образования. Но я, безусловно, использую свои врачебные компетенции.
Когда человек приходит с запросом про здоровье, очень полезно понимать, что происходит. Если женщина пришла ко мне с жалобами на боли в суставах, и в процессе общения я узнала, что она каждый день занимается в тренажерном зале с весами – я как врач соотнесла эти факты. Я оценила, что она диспластик, расспросила ее о заболеваниях родителей, выявила наследственные закономерности. И мы с ней не просто избавились от боли в суставах, нормализовав нагрузки и полечившись, мы решили более глобальную для нее задачу. Она долго не могла забеременеть: организм, ежедневно оказываясь в ситуации стресса, не мог выполнять все свои функции. Как только мы создали ему комфортный режим – все получилось.
Я считаю, что, если коуч по здоровью не имеет медицинского образования, он должен работать в тандеме с врачом.
– И наоборот, наверное. Каждый врач должен быть немного коучем.
– Здесь есть проблема. И я могу объяснить, какая. Пациент всегда заходит к врачу в роли маленького ребенка. «Помогите, сделайте что-нибудь, со мной что-то случилось». И врач в этот момент чувствует огромную ответственность, чувствует себя мудрым родителем и, что уж там, надевает «корону величия». Это и моя история в том числе: когда-то я искренне верила, что могу вылечить больного только своими силами и знаниями. Это дорога в никуда, а точнее для врача – выгорание, для пациента – хронические болезни
Коучинг – это про равное разделение ответственности и возможностей, это отношения на равных, взаимное уважение. Если брать метафору ролей Эрика Берна – это «взрослый-взрослый», самая эффективная модель взаимодействия.
Внедрять это на уровне системы – не сказать, что невозможно, но это сложно и требует времени. Направление «коучинг здоровья» в нашей стране еще только начинает свое развитие. При этом, у западных специалистов уже есть результаты в этой области, которые характеризуют её как очень прогрессивную в борьбе с заболеваниями – физическими и психологическими нарушениями.