В наше время авиаперелёты – неотъемлемая часть жизни. При этом 30% населения сталкиваются с аэрофобией – боязнью летать. О том, что это за состояние и как с ним справиться, рассказал специалист психологического центра «Меридиан А», руководитель проекта «Полёты без страха», психолог, лётчик-испытатель Александр Жарюк.
– Александр Вениаминович, расскажите, пожалуйста, как распознать аэрофобию?
– В некоторых случаях человек, страдающий аэрофобией, сам отдаёт себе отчёт: «Да, я боюсь летать». Но чаще всего он осознаёт это позже, не связывая со страхом авиаперелёта периодически возникающую немотивированную тревогу. Часть людей отрицает свой страх, даже принимая успокоительные или алкоголь в полёте, 20% людей исключили авиаперелёты из своей жизни.
Полёт – это неестественное состояние для человеческого организма, который эволюционно приспособлен к передвижению по земле. Поэтому вестибулярный аппарат срабатывает нештатно, мозг не понимает, что происходит. Реакцией на такую стрессовую ситуацию в некоторых случаях становится страх.
Аэрофобия считается одной из самых распространённых фобий – она встречается практически у трети взрослого населения Земли. При этом у людей моложе 25 лет этот страх отмечается крайне редко. В этом возрасте он может возникнуть либо после травмирующего события, связанного с авиаперелётами, либо если родители «заразят» ребёнка своим страхом.
– Существуют ли какие-то сопутствующие состояния?
– Часто аэрофобии сопутствуют панические атаки – состояния повышенной мобилизованности организма, при которых происходит резкий выброс адреналина и других гормонов надпочечников, учащается сердцебиение и дыхание, повышается кровяное давление. Изменение функций в организме часто вызывает искажение восприятия и сверхмобилизацию: человек судорожно сжимает подлокотники, стискивает челюсти и не понимает, что с ним происходит.
– Можно ли справиться со страхом самому?
– На начальном этапе развития фобии человек может самостоятельно снизить тревогу непосредственно в процессе полёта или перед ним. Для этого нужно как можно больше узнать о технических особенностях полёта, узнать все делали перелёта, серьёзно подойти к выбору авиакомпании.
Также стоит исключить алкоголь и отказаться от приёма успокоительных средств, если они не назначены врачом, – они могут только усилить страх.
Рекомендуется тренировать расслабленную позу и спокойное дыхание при мыслях об авиаперелёте и самолёте: физиологические реакции и психологическое состояние человека тесно связаны, расслабление помогает снять эмоциональное напряжение.
– Что делать, если приступ паники начался в самолёте?
– В первую очередь, необходимо принять расслабленную позу. Дышать следует спокойно, чтобы не допустить удушья – асфиксии. Также рекомендуется жёстко массировать мочки ушей, запястья.
Если есть возможность, можно взять бумагу и подробно записать свои ощущения, оценить степень волнения по 10-балльной шкале: механические действия задействуют работу левого полушария, что поможет отстраниться от эмоций.
Если и это не помогает, попробуйте дышать в бумажный пакет, которые всегда выдают в самолётах. Это вызовет лёгкую гипоксию, которая не опасна для организма, но заставит мозг отвлечься от вымышленных страхов.
Можно использовать активизацию сил в позитивном направлении: оглядитесь вокруг, возможно, кому-то важна ваша помощь. Активные действия помогут отвлечься от паники.
Однако часто на самостоятельную «борьбу» с аэрофобией уходит много сил, и однажды человек может не справиться со своим страхом. В этом случае нужна помощь специалиста. Если не избавиться от фобии, она будет усиливаться, и постепенно могут появиться сопутствующие страхи: страх высоты, скоплений людей, страх замкнутых пространств. И ложные срабатывания защитной системы организма – панические атаки – распространятся уже на повседневную жизнь.
– В чём заключается профессиональная помощь?
– Страх вызывается образами, которые генерируются правым полушарием на основе прежнего опыта. При когнитивном подходе, который применяется в нашем психологическом центре, человеку предоставляется точная информация о процессе полёта, его технических аспектах, всех особенностях лётно-технической эксплуатации. Так, иррациональный образ негативного мышления: «крыло самолёта отваливается», который возникает у человека, страдающего аэрофобией, заменяется рациональным позитивным – «закрылки выдвигаются, изменяется геометрия крыла, что увеличивает подъёмную силу самолёта на малых скоростях». Турбулентность, которая вызывает у многих приступ паники, пилотом воспринимается как рядовой необходимый в полёте процесс – незначительное колебание подъёмной силы – при определённых воздушных условиях. Человеку сложно бояться того, в чём он хорошо разбирается.
– Однако люди, которые боятся летать, часто говорят: «я всё знаю – это не помогает».
– Здесь недостаточно знать общую информацию о самолётах и авиации. Важно в момент проявления негативных образов, эмоций вспомнить конкретные факты, технические детали, воспринятые от профессионала и вызывающие доверие. Поэтому помогающему специалисту необходимы авиационные знания и опыт.
Но информация – это лишь 30% психологической работы, так как в возникновении тревоги задействованы не только мыслительные, но и физиологические процессы психики. У человека, страдающего аэрофобией, уже сформировался негативный опыт – тревожное напряжённое состояние во время полёта, для борьбы с которым когнитивного метода недостаточно. Поэтому необходимо проходить комплексный психологический курс.
Телесно-ориентированный метод, работа с эмоциями, мышлением позволяют интегрировать физиологические процессы и сознание, что приводит к исчезновению панических атак и позволяет избавиться от беспокойства в полёте.
Кроме того, в психологическом центре «Меридиан А» есть специальные тренажёры – компьютеры со специальными играми и заданиями, во время выполнения которых снимается энцефалограмма, пульс и давление человека. Сложность игры повышается при проявлении признаков волнения у игрока, выполнить задание можно лишь сохраняя спокойствие. Это учит человека контролировать своё состояние на физиологическом уровне.
– Александр Вениаминович, вы – лётчик-испытатель, специалист по авиационной психологии. Вам самому приходилось сталкиваться с опасными ситуациями в полёте?
– Были нештатные условия во время полёта на вертолёте в горах на высоте три тысячи метров. В ущелье была нулевая видимость, служебные пассажиры* требовали поворачивать назад. Но разворачиваться при отсутствии видимости опасно, пришлось быстро принимать решение, лететь поступательно. Тогда я испытал смутное ощущение тревоги.
Но для меня это просто работа, работа, связанная с путешествиями и встречами. Пилот должен быть готов к нештатной ситуации, нельзя быть напряжённым. Отработка на тренажёрах всех этапов полёта даёт возможность сохранять спокойствие во время самого перелёта, в нужный момент быстро и правильно среагировать.
Абитуриенты лётных учебных заведений проходят сложный комплекс тестирования, около 60% прошедших медкомиссию отсеиваются по результатам профотбора из-за несоответствия психологических характеристик. Лётчики ежегодно проходят сложную медкомиссию и профотбор. Это позволяет обеспечить безопасность авиаперелёта.
– Но самолёты всё-таки падают, и примером тому недавняя катастрофа в Ростове-на-Дону.
– Это вторая катастрофа за два с половиной года. Расследование не закончено, отчёта специалистов нет, есть только предположения журналистов и высказывания «бывших специалистов». Несмотря на то, что проводятся аналогии с авиакатастрофой в Казани, в Ростове-на-Дону сложилась совсем другая ситуация. Привести к трагическому сценарию может лишь редчайшее стечение факторов и условий. И эти факторы будут тщательно изучены и приняты меры, не допускающие повторения такого сценария впредь.
Самолёт – сложная, дорогостоящая и надёжная техника. Кроме того, абсолютно безопасного вида транспорта не существует. Вероятность попадания в авиакатастрофу 1 : 10 000 000, риск аварии на железнодорожном и водном транспорте гораздо выше, а вероятность попасть в ДТП почти в 2000 раз больше. Поэтому, если вам посчастливилось благополучно добраться до аэропорта Толмачёво – самый опасный участок путешествия позади. Авиация – самый безопасный и надёжный вид транспорта, что подтверждает и мой личный опыт: за 22 года лётной работы я налетал более 5000 часов без единого авиапроисшествия.
Часто у людей возникает такое желание – всё контролировать во время авиаперелёта: «Как так – я лечу и ничем не могу повлиять на ситуацию?». Мы учим контролировать не полёт, а себя в полёте, свои чувства, свои мысли. Пилоты не меньше вашего хотят благополучно завершить полёт. Доверьтесь профессионалам.
*Служебные пассажиры – пассажиры-специалисты в сфере авиации.