18+

Ирина Овдина

Система здравоохранения Новосибирской области: акценты расставлены

Олег Иванинский рассказал о том, в каком направлении сегодня развивается система здравоохранения Новосибирской области

Система здравоохранения Новосибирской области: акценты расставлены
Источник изображения: "Сибмеда"

Российская система здравоохранения, и новосибирская в том числе, сегодня переживает перемены на разных уровнях. На что будет ориентировано развитие новосибирской медицины в ближайшей перспективе, медицинскому порталу SIBMEDA рассказал Олег Иванинский, министр здравоохранения Новосибирской области.

пресс-служба Минздрава НСО

– Сегодня много говорят о предстоящих изменениях в системе здравоохранения. Какой уровень системы, главным образом, затронут предстоящие реформы?

– В современной стратегии развития системы здравоохранения главная роль отведена развитию первичного звена, развитию участковой службы.

Первичное звено было и является одним из самых главных в системе здравоохранения. От него зависит развитие системы на всех остальных уровнях. Проблемы, которые возникают здесь, дают о себе знать и на других ступенях системы.

Сегодня в наших городских, областных и федеральных высокотехнологических центрах очень большой поток пациентов. Но ведь в них обычно попадают, когда заболевание уже развилось или почти достигло своего пика. Пациент и приходит в высокотехнологический медицинский центр, так как обычная поликлиника или больница уже не в силах ему помочь.

И, возможно, пациент не обратился бы сюда, если бы первичное звено работало иначе.

– Каким образом первичное звено сможет повлиять на пациентопоток в эти центры?
  
– Именно участковый врач направляет на получение высокотехнологичной помощи, которую оказывают сегодня федеральные институты. Когда пациент приходит к нему, задача врача — правильно выстроить маршрутизацию пациента, при необходимости сориентировать на узкого специалиста, провести ряд диагностических процедур.

Ведь чтобы заболевание не достигло того этапа развития, когда могут помочь только высокие технологии, диагноз должен выявляться на ранней стадии, контролироваться, пациенту своевременно должно быть назначено лечение. В таком случае многие заболевания могут уйти в глубокую ремиссию или вовсе быть излечены.

Первичное звено должно взять на себя эту задачу и контролировать пациентов на своих участках. Участковые делают это и сегодня, но не в полной мере. Поэтому сейчас столько внимания уделяется развитию именно первичного звена. Первичное звено – основа эффективной работы системы здравоохранения и залог здоровья населения любой страны в будущем.  

– Как именно планируется развивать первичное звено?
  
– В первую очередь, нам необходимо сделать медицинскую помощь более доступной. В наших планах – построить 9 поликлиник в городе, помимо тех, что сегодня активно работают.

Новосибирск требует развития амбулаторно-поликлинической помощи в районе новых строек. Сегодня поликлиники, работающие в этих районах, задыхаются от перегруза, большого пациентопотока, который они уже не в состоянии пропустить через себя. Очереди, отсутствие достаточного количества специалистов ставят под вопрос качество оказания медицинской помощи.

Кроме того, мы продолжаем работу в направлении развития отношений «врач – больной». Каждый врач должен знать всех, кто проживает на его участке. Эта информация позволит контролировать прохождение профилактических осмотров, контролировать развитие болезни и его осложнений у тех, кто имеет хроническое заболевание и не только. И, главное, что поликлиника будет понимать, какое реальное количество пациентов может принять, а значит, на какой бюджет может реально рассчитывать. Ведь не стоит забывать о подушевом финансировании поликлиник – практике, к которой мы вернулись спустя 20 лет.

За медучреждение сегодня пациенты голосуют ногами. Ушли вы в другую поликлинику – мы, естественно, забрали у этой поликлиники бюджет, выделенный на вас. Она не заработала, так как вы в неё не пришли.

"Сибмеда"

– Таким образом, получается, что и качество оказания медицинской помощи сегодня тоже ставится во главу угла, когда речь идёт о развитии амбулаторно-поликлинической помощи?
  
– Безусловно. И региональное, и федеральное здравоохранение стремятся к одному. Медицинская помощь должна быть качественной. Но, с другой стороны, важно понимать, что качество может достигаться разными путями и что идеальной модели здравоохранения не существует. Мы сегодня в поиске наиболее эффективного пути в этом отношении. Это еще один глобальный вектор развития системы здравоохранения и каждого медучреждения, входящего в систему.

Мы должны быть гибкими в реализации поставленных планов и быстро реагировать на новые вызовы времени.
  
К примеру, мы реформировали структуру и работу министерства, убрали ряд отделов, сделали два новых отдела. Один из них – отдел контроля качества медицинской помощи. Это тоже наш ответ на вызов времени.

Будет произведено территориальное объединение поликлиник в одну структуру с точки зрения предоставления разных видов медицинской помощи. Ведь небольшим поликлиникам трудно справиться с задачей обеспечения необходимыми видами медпомощи. То одного, то другого специалиста нет. Более крупные учреждения за счет своих ресурсов помогут решить эту проблему.

– Ранее государственная и частная медицина были диаметрально противоположными структурами. Как сегодня взаимодействуют и взаимодействуют ли эти два сектора?
  
– Сегодня частные медицинские центры и клиники являются нашими действующими или потенциальными партнёрами, с которыми мы сотрудничаем в рамках программ ОМС. Так исторически сложилось, что некоторые темы в государственном секторе медицины не развиты. Речь идёт, например, о гемодиализе, ЭКО, лабораторных исследованиях. Было принято решение их не развивать, а работать по оказанию этих медицинских услуг с частными медицинскими организациями.

Такую же позицию министерство здравоохранения Новосибирской области занимает в отношении таких методов диагностики как компьютерная томография, магниторезонансная томография. Государству сегодня экономически невыгодно приобретать дорогостоящее оборудование для проведения этих исследований. Для системы здравоохранения выгоднее по этому направлению работать в рамках ОМС с коммерческими структурами.

"Сибмеда"

– С вашей точки зрения, развитие возможностей государственной медицины за государственно-частным партнёрством?
  
– В перспективе возможности государственной медицины будут прирастать услугами именно частной медицины. Надо понимать, что мы сотрудничаем по тем направлениям, которые в государственном секторе не развиваем.

Конечно, бизнесменам надо учитывать, что сокращать каким-либо образом государственный сектор медицинской помощи в Новосибирске мы также не будем. Это моя принципиальная позиция.

Мы, например, предлагаем бизнесу организовать оказание медицинской помощи в новых микрорайонах. А именно – построить одну из тех самых девяти поликлиник, необходимых городу, оснастись всем необходимым. Мы готовы покрывать расходы по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи населению в рамках полиса ОМС.  
  
– Такие примеры сотрудничества государства и коммерческих структур уже есть, где бизнес создает медучреждение под нужды системы здравоохранения?
  
– Уже есть. В декабре 2015 года был запущен первый проект в России государственно-частного партнёрства в том виде, в каком изначально был задуман данный вид партнерств. НИИТО специально под госзаказы по эндопротезированию построил новый операционный корпус, полностью оснастив его. Так что Новосибирску есть, чем гордиться. Мы стали первыми снова, нигде в стране больше такого нет.

– Новосибирский медицинский университет занимает лидирующие позиции среди специализированных вузов страны. Как вы оцениваете уровень подготовки студентов и молодых врачей в нём?
  
– Молодёжь ругают всегда. Она всегда виновата, независимо от сферы деятельности. Здесь сложно говорить объективно. Ведь разные бывают выпускники, и медуниверситет в этом плане – не исключение.

Но среди выпускников нашего вуза я вижу хорошо подготовленных ребят с желанием работать. Сегодня, в целом, совершенно другой уровень подготовки специалистов. Ресурсы вуза позволяют это осуществить. В медуниверситете есть свой симуляционный центр, один из лучших в Сибири.

Также наш вуз сегодня очень тесно взаимодействует с практической медициной. Треть преподавателей – профессора и практикующие врачи одновременно. Это в комплексе повышает уровень подготовки студентов сегодня.

"Сибмеда"

– Как вы лично относитесь к отмене интернатуры? Ведь вы сами через неё проходили и понимаете её важность для становления в профессии.

– Пока что я волнуюсь по поводу того, что будет в будущем. Решение, что три года выпускники будут проходить через первичное звено, можно оценить двояко.

Это, безусловно, принесёт свои проблемы. Выпускников надо будет правильно распределить по медучреждениям и участкам, платить им зарплату за тот набор знаний, те навыки, что у них есть на данный момент, и нельзя позволить им допустить ошибку. Так что в перспективе дополнительно будут загружены не только ректоры, направляющие студентов, но и главные врачи поликлиник, и каждая ступенька министерства.

Но, с другой стороны, возможно, это решение даст тот приток молодых специалистов, который нам необходим в первичном звене. Главное – суметь задержать их там. Это я считаю своей главной задачей.

В общем, посмотрим, что будет. Я бы не давал однозначных оценок – хорошо или плохо. Это не бесконтрольный процесс и не догма. Законы федеральные могут меняться очень быстро, если в этом есть острая необходимость.
  
– Думаете, трёх лет хватит выпускнику, чтобы понять, что это его место и его профессия?
  
– Вырастить молодёжь в первичном звене – это, конечно, непростой и долгий процесс. И сделать работу врача первичного звена привлекательной – это тоже проблема.
  
Работать молодым докторам здесь сложно. Но нельзя сразу получить готового специалиста. Надо взять этого ребёнка прямо из университета, отследив его успехе в вузе, привлечь на работу, создать ему условия, в том числе, для дальнейшего самообразования. На мой взгляд, важно показать достоинства профессии, показать то, какой она может быть интересной, ведь не всё же измеряется деньгами в этой жизни.

Сегодня молодёжь надо вести, мотивировать, заинтересовать, подсказывать. Это часть работы главного врача и его коллег. За врача надо конкурировать. Впрочем, так сегодня не только в медицине, но и во всех остальных отраслях.

Если мы сегодня не поднимем престиж врача первичного звена, участкового терапевта, фельдшера, мы не сможем решить вопросы с кадрами, значит, те проблемы, что сегодня есть в системе здравоохранения, не решатся.

"Сибмеда"

– Действительно, медицина сегодня ощущает острую нехватку кадров. Многие утверждают, что её главная причина кроется в низкой оплате труда. С вашей точки зрения, в этом ли суть проблемы?

– Я бы однозначно не говорил, что мы ощущаем острую нехватку кадров. Мы хотим зарабатывать больше, это да. Но если мы говорим о высокой заработной плате, которая сегодня нужна всем, то хочу напомнить, что высокая заработная плата достигается большим количеством работы, высокой производительностью.

Возьмите, к примеру, федеральные центры. Там врачи получают очень высокую заработную плату. Но вы придите в такой центр к семи утра, там все операционные уже светятся. В семь утра начинается первая операция, последняя – в 11 ночи.
  
Все знакомы с частью указа президента о повышении заработной платы работников бюджетной сферы, но никто не знает и даже не слышал про ту часть указа, где говорится и о повышении производительности труда.
  
– Получается, чтобы получать больше, врачам нужно больше работать?
  
– В этом и дело. Врачи сегодня вынуждены совмещать работу в госучреждениях и частных центрах, чтобы иметь возможность получать столько, сколько они хотят. Мы решили дать им возможность столько же зарабатывать и на своих штатных местах. Ведь если специалист работает только с 8.00 до 14.00, он и получает соответственно. Если будет работать с 8.00 до 20.00, то и зарабатывать будет другие деньги. Если человек может и хочет зарабатывать большие деньги, пусть зарабатывает.  

Если специалист делает УЗИ, пусть он это делает хоть до ночи, если хочет получать больше. Пациенты не будут стоять в очередях, учреждение будет зарабатывать, и сам специалист будет получать другие деньги.

Кроме того, хочу напомнить, что ставки для врача давно отменены. Штатное расписание составляет главный врач, и я его не утверждаю. Главный врач давно распределяет объём работы на количество тех специалистов, которые её выполняют. А сколько людей будут лечить известное количество людей на участке – не важно. Если врачей будет 100, то зарплата у них будет одна, если 10 – другая.

Врачи во всем мире очень много работают. Если мы говорим о больших зарплатах за границей, то интенсивность и объём работы там другой.

www.pixabay.com

– Как сегодня развивается медицина на селе?
  
– Медицина на селе развивается также поступательно. Продолжает действовать программа «Земский доктор», когда специалистам при переезде в область предоставляется единовременная выплата в размере 1 млн рублей.

В работу запущен наш новосибирский проект «Земский фельдшер», когда фельдшеру, переехавшему на село, единовременно выплачивается 500 тыс. рублей.

Помимо этих программ, действуют и другие меры социальной поддержки: компенсация аренды жилья, проезда, единовременные подъёмные молодым специалистам, приходящим в первичное звено, предоставление служебного жилья и многое другое.

Для населения небольших поселений работают выездные фельдшерские общепрофильные бригады, были приобретены мобильные установки для проведения обследования пациентов прямо на месте. Такой формат предоставления медицинской помощи оправдал себя. Мы рассчитываем на его дальнейшее развитие, в рамках государственно-частного партнёрства в том числе.

Медицина должна быть доступной. Каждый житель села должен иметь возможность получать медицинскую помощь оперативно, и мы стараемся все для этого сделать.

– Каковы перспективы развития здравоохранения на 2016-2017 годы?
  
– Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Бюджет принят. Программа госгарантий не уменьшена. Если брать финансовую часть, то она выросла на 400 млн рублей. Конечно, мы продолжим работать в тех направлениях, в которых двигаемся уже сегодня.

Наступивший 2016 год станет годом развития направления «реабилитация». Сегодня мы осознаем, что неэффективно для этих целей использовать койко-место областной клинической больницы или института имени Мешалкина. Для этого можно использовать место в более бюджетном с точки зрения содержания медучреждении. Это ещё один шаг навстречу сотрудничеству с частными клиниками.

Статья по теме: «Сделать правильный выбор»



Самое интересное – в наших официальных каналах: ВК, Telegram, Дзен

Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 0
Подписаться на комментарии
Добавить комментарий
Читайте также