Если судить по публикациям в СМИ, стать пациентом клиники пластической хирургии сегодня опасно для жизни. Так ли это или нет, и можно ли получить идеальное тело без последствий для своего здоровья, медицинский портал SIBMEDA обсудил с Вадимом Егоровым, главным пластическим хирургом одноимённой клиники – Авторской клиники доктора Егорова.
– Городские форумы переполнены отзывами недовольных клиентов клиник пластической хирургии. С чем это связано? Не может быть так, что все пластические хирурги делают плохо.
– Хочу отметить, что уровень развития пластической хирургии в Новосибирске сопоставим со столичным. В нашем городе достаточно хороших клиник и квалифицированных специалистов.
Но, безусловно, всегда будут пациенты, чьи ожидания были не оправданы или те, кто не смог получить удовлетворительный результат операции сразу. Далеко не всегда в этом виноваты хирурги. Причиной этому является множество факторов. Реклама – один из них. Та информация, которую она предоставляет потенциальному пациенту, не всегда рассказывает обо всех нюансах проведения пластической операции. Поэтому важно – не попасться на эти рекламные уловки недосказанности, а постараться вникнуть, погрузиться в тему, в первую очередь самому.
– То есть всё, что утверждает реклама услуг пластических клиник, – не совсем правда?
– Пластическая операция – действительно, на сегодняшний день едва ли не единственная возможность что-то изменить в своей внешности кардинально и практически сиюминутно. Использование современных медицинских технологий позволяет провести её с минимальными рисками для здоровья пациента, для восстановление пациенту требуется немного времени.
Но пластическая операция – это, в первую очередь, операция, серьёзное хирургическое вмешательство. Легкомысленное отношение к этому процессу может стать одной из причин неудовлетворительных результатов, возникших осложнений после.
– Разве пластический хирург, клиника пластической хирургии не несут ответственность за результаты операции?
– Пластический хирург и клиника несут ответственность в несколько раз превышающую ответственность обычного хирурга. У больного с диагнозом аппендицит нет других вариантов – его нужно срочно оперировать. К нам обращаются по поводу эстетики, а не острого заболевания. Поскольку мы работаем со здоровыми людьми, то уровень ответственности перед пациентами у нас иной. Мы не имеем права на ошибку.
Поэтому прежде чем приступить к решению эстетической проблемы пациента, мы собираем анамнез его жизни, информацию о его хронических болезнях, наследственных факторах риска. Каждый пациент в нашей клинике перед операцией проходит достаточно глубокое медицинское обследование. При выявлении какого-либо заболевания пациент направляется к узкому специалисту для лечения, например, коррекции артериального давления или нормализации гормонального статуса.
Данный этап очень важен. Наша задача – минимизировать возможные риски пластической операции. Качество отработки этого этапа во многом зависит от опыта и кругозора хирурга.
В моей практике были такие случаи, когда мы отказывали в проведении операции, потому что риск для здоровья пациента был высок.
– Минимизировать риски необходимо. Но есть случаи и летального исхода после проведенной пластической операции. Почему умирают пациенты пластических хирургов?
– Причины этого могут быть разные. Состояние здоровья пациента всегда на первом плане. Однако большое значение имеет и не только оно. Пластическая операция, подготовка к ней, реабилитация после – это сложный технологический процесс, успешное завершение которого зависит не только от состояния здоровья пациента, опыта врача, но и от команды клиники, её технического оснащения и возможностей. Все составляющие, нюансы этого технологического процесса должны чётко работать и должны учитываться при выборе клиники пластической хирургии, специалиста.
– Какие нюансы этого технологического процесса, например, должен учесть пациент?
– Например, уровень оснащённости операционной, где хирурги данной клиники проводят операции. Для минимизации рисков возникновения осложнений важно, чтобы в зоне проведения операции была максимально возможная стерильность. Для этого в ней должен осуществляться воздухообмен, который может обеспечить только специальная вентиляционная система. Такие установки есть в нескольких местах в городе, например, в клинике UMG, где я оперирую.
Многое зависит и от технического оснащения операционной в целом, наличия такого оборудования, которое позволяет проводить операцию бескровно и нетравматично. Важно иметь хороший наркозный аппарат, чтобы пациент был полностью защищён. Сегодня успех операции обеспечивают применение именно высоких технологий. Тем не менее без хирурга операция сама не проведётся, поэтому человеческий фактор имеет большое значение.
– Как быть с теми случаями, когда пациента оперирует врач с многолетним стажем, а в итоге пациенту требуется ещё одна корректирующая операция после первой основной?
– То, что пациенту иногда требуется корректирующая операция, не говорит о низкой квалификации хирурга. Необходимость проведения корректирующей операции обычно обусловлена анатомическими особенностями самих пациентов, реже несоблюдением пациентом рекомендаций врача после проведённой операции.
Так, согласно статистическим данным пластических хирургов США, каждой шестой женщине, сделавшей маммопластику, в течение года потребуется дополнительная корректирующая операция. Я стараюсь предупреждать пациентов о всех вероятных осложнениях заранее и информировать о возможной необходимости проведения второй операции.
– Неужели пластические хирурги не ошибаются?
– Мы, конечно, не можем всё учесть. Поэтому если ваш врач утверждает, что в его практике не было осложнений, недовольных пациентов, он или лукавит, или мало оперировал. Как правило, его «осложнения» уходят к другому хирургу.
Однако, безусловно, успех любой пластической операции во многом зависит и от подготовки, опыта пластического хирурга, его профессионального кругозора.
Хирург должен много знать и владеть разными технологиями, методиками, например, ринопластики. Ведь анатомия каждого человека индивидуальна, а некоторые анатомические нюансы пациента становятся известны уже в ходе операции. Врач должен здесь и сейчас решить, что и как делать, чтобы пациент остался доволен результатом, а операция завершилась удачно.
Опыт работы пластического хирурга ещё более важен, если учесть, что быть пластическим хирургам в вузах не учат. В связи с этим стаж менее 10 лет у пластического хирурга в нашем сообществе достаточным опытом не считается.
Поэтому к выбору клиники, хирурга стоит подходить особо, а не реагировать на первое попавшееся рекламное объявление. Выбирайте тех, кто успел зарекомендовать себя. Лучше довериться «сарафанному радио», чем рекламе по телевизору. Более того, я советую обойти 5-6 клиник и хирургов, прежде чем сделать выбор окончательно.
– Стоимость услуги может являться критерием выбора?
– При выборе клиники в принципе не рекомендуется опираться на стоимость услуги. Зачастую за низкой ценой может скрываться какой-то подвох. Низкий уровень клиники или доктора. В этом случае пластическая операция для пациента может стать лотереей – повезёт/ не повезёт. Однако это не означает, что высокая стоимость является гарантом качества предоставленной услуги.
Не надо забывать о том, что пластическая операция, как и любая другая, – это технологический процесс, в котором всё имеет значение. Значит, выбор клиники пластической хирургии следует осуществлять исходя из комплекса критериев.
Но в любом случае статистику осложнений никто не отменял, к этому пациенту нужно быть готовым всегда. Наша задача – сделать все так, чтобы вероятность этого стремилась к нулю.