Кто должен управлять системой оказания медицинской помощи, разрабатывать стандарты работы врачей, оценивать их компетенции? Скоро эту функцию должно взять на себя само врачебное сообщество – по принципу саморегулируемой медицинской организации. Эксперт портала Sibmeda – депутат ГД Федерального собрания РФ шестого созыва, зам. председателя Комитета ГД по охране здоровья Сергей Дорофеев.
– Идея создания организации саморегулирования профессиональной медицинской деятельности в системе здравоохранения РФ является частью модели государственно-общественного здравоохранения. Что это за модель управления? И чем она отличается современной системы здравоохранения?
– Сегодня вся медицинская общественность – это наёмные работники государства, его системы здравоохранения, которые не могут вмешаться в управление системы здравоохранения, разрабатывать стандарты работы, контролировать их выполнение, оценивать работу своих коллег – эти функции выполняет МЗ РФ. По сути, отдельные чиновники. Между тем это неверно. Оценить работу врача может только врач, а не чиновник или кто-либо другой. Поэтому медицинские работники должны не только олицетворять систему, но и принимать активное участие в управлении этой системой, организовывать профессиональную деятельность врача.
Когда мы говорим о саморегулировании в системе здравоохранения, то подразумеваем, что профессиональной деятельностью будут управлять сами врачи, профессиональное сообщество. Именно на таком принципе построена государственно-общественная модель системы здравоохранения, к которой мы стремимся, и которая работает в большинстве развитых стран мира.
Кроме того, не Минздрав РФ должен диктовать, кого, как и где лечить, как это делается сейчас. Это должны решать сами врачи. Саморегулируемые организации позволят управлять этим процессом. Но только профессиональную деятельность врача будут регулировать врачи, не административную.
– Чем действующая государственная система регулирования оказания медицинской помощи больше не устраивает? Что в ней не так? Ведь раньше она работала.
– Так исторически сложилось, что система здравоохранения развивалась вместе с нашей страной. Действующая система здравоохранения больше нацелена под принципы военной медицины. По сути, это административно-командное управление. Когда-то эта система оправдывала себя, так как решала задачи того времени.
Сегодня она фактически исчерпала свои управленческие резервы, так как использует только административные механизмы. Несмотря на то, что систему здравоохранения пытаются финансировать через рыночные механизмы – систему ОМС. Хотя здесь тоже на лицо парадокс – система управления административно-командная, а система финансирования с рыночными механизмами, а статус медицинской организации совершенно не рыночный – бюджетный.
Кроме того, медицинские технологии сегодня стремительно развиваются. Система за ней не успевает. Так что у самих управленцев системы на федеральном и региональном уровнях всё чаще возникает желание посоветоваться с профсообществом для принятия решения.
– Какие именно функции предположительно будет выполнять саморегулируемая организация?
– В классическом варианте саморегулирование профессиональной деятельности – это регулирование специалистами одного профиля, одной специализации в рамках своей специальности (СРО) всех вопросов, связанных с их узкой профессиональной деятельностью. Регулирование подразумевает разработку норм и стандартов врачебной деятельности, контроль за соблюдением этих норм и стандартов, включает оценивание компетенций врача, его аккредитацию, курирование вопросов, связанных с ответственностью врача, в том числе возмещение вреда, нанесённого в процессе оказания медицинской деятельности третьим лицам.
– Что касается юридического статуса этой организации, саморегулируемая организация будет продолжением Министерства здравоохранения РФ?
– Нет. СРО к министерству не будет иметь никакого отношения. Это будет сторонняя профессиональная организация, состоящая из врачей. Входить в эту организацию, по идее, должны все практикующие врачи, а добровольно или обязательно, в соответствии с федеральным законом, будет ещё решаться в перспективе. Хотя я – сторонник обязательного членства, так как тогда логичными выглядят требования по соблюдению Кодекса врачебной этики, деонтологии и т.д.
Однако нормотворчество останется всё же в юрисдикции Министерства здравоохранения. Но министерство, по задумке, может только нарисовать рамочные правила, а профессиональное сообщество будет уточнять правила и стандарты оказания медицинской помощи для каждой врачебной специальности, медицинского учреждения и в отношении каждого вида заболевания отдельно. Но, безусловно, никакого догмата. При данной системе саморегулирования профессионалам нужно будет договориться о принятии конкретных стандартов (клинических протоколов лечения) на общероссийском съезде врачей своей специальности. Если большинство эти стандарты устроят, то они будут приняты к применению на ближайший год-два.
Однажды я присутствовал в Болгарии на подобном съезде – съезде онкологов, которые принимали изменения в действующих стандартах оказания медицинской помощи. Изменений было всего пять, но их обсуждали три дня. Это хлопотно, но это особенности данной системы – врачи сами приняли, сами и организуют исполнение. Значит, они в этом профессионально убеждены.
– Как именно будет построено взаимодействие с министерством?
– Например, министерство готовит минимальные, общие требования к помещениям, где размещается больница или где она будет размещена. Профсообщество конкретизирует эти требования: образование врача, техническое оснащение больницы, стандарты оказания медицинской помощи в данном медучреждении, клинические протоколы лечения больных.
– Какие самостоятельные решения вправе будет принимать данная организация?
– Если врач нарушил какие-либо правила, принятые профсообществом, то организация может исключить его из своих рядов и отозвать аккредитацию досрочно. Кроме того, профсообщество и будет выдавать допуски в профессию. Предполагается, что и страховать риск профессиональной деятельности будет только СРО. Работодатель (медучреждение) больше не будет этого делать.
Как лечить больных, будет также решать само профсообщество, и сейчас по закону уже так и есть. Сегодня все клинические рекомендации должны разрабатываться и утверждаться самим профессиональным сообществом, а каждый врач должен им следовать. Но сейчас механизма контроля со стороны профессионального сообщества за тем, как работает конкретный врач, нет. А он должен быть.
А в будущем будет примерно так. Если ты не следуешь клиническим рекомендациям, лечишь по-другому, из-за чего у тебя неудовлетворительные результаты работы, то профсообщество лишает тебя сертификата или свидетельства об аккредитации. Врач платит штраф (к примеру, в Европе он составляет 2000 евро) и идёт учиться, потом снова проходит аккредитацию и получает новый допуск.
– Как с приходом СРО изменится юридический статус врача, и кто будет нести ответственность за профессиональную деятельность врача, за его ошибки? Сегодня эту ответственность несет медучреждение.
– Врач сегодня несёт только уголовную ответственность. Но в будущем он должен стать носителем иного права.
К примеру, право оказывать медицинскую помощь сейчас отдано медучреждению через лицензирование деятельности организации. В будущем будет всё наоборот. Право оказывать медицинскую помощь будет отдано врачу, но последний должен оказывать эту помощь только в медицинской организации, которая тоже должна будет получить лицензию на соответствие помещений условиям оказания данной медицинской помощи.
Врач будет оказывать медицинскую помощь и будет сам нести за это ответственность. Медицинская организация будет приглашать врачей на работу в свое медучреждение. И у медиков будет право выбора медицинской организации. Более того, условно говоря, больных в медучреждение, а значит, и деньги в медучреждение, будет приводить и приносить именно врач. Также врач будет договариваться с больницей, на каких условиях он будет там работать.
Это станет единой системой для всех врачей, в том числе для врачей, работающих в частной медицине.
– Сколько саморегулируемых организаций планируется запустить в регионах или всё-таки она будет одна на всех?
– В этом и заключается основная сложность внедрения данной системы регулирования в нашей стране. На мой взгляд, это должна быть единая система организации, чтобы не получилось так, как это произошло в строительстве. Нельзя пациента на Дальнем Востоке лечить иначе, как это прописано для пациента из другой части страны. Каждый имеет право на оказание полноценной, качественной медицинской помощи. Это можно осуществить только в рамках одной организации, хотя закон сегодня допускаем множество саморегулируемых организаций.
На мой взгляд, в регионах должны быть представительства одной единой организации. Сегодня мы уже строим прообраз такой организации – национальную медицинскую палату. Новосибирская областная ассоциация врачей является полноправным членом и учредителем этой палаты и включает различные сообщества врачей по разным специальностям.
– Кто будет контролировать работу такой организации? Когда начнётся переход на систему саморегулирования?
– Государство будет присматривать за тем, как организация выполняет функции, ей вверенные, но контролировать не будет. Это будет некая автономная структура, и первые шаги к её организации уже сделаны.
В 76 статье в ФЗ 323 полномочия данной организации уже прописаны, и предусмотрены некоторые элементы саморегулирования. Например, подписание тарифного соглашения в системе ОМС, участие в тарифной комиссии, представительство в территориальном фонде субъекта РФ, аттестации и аккредитации врачей.
Аккредитация врачей – самый явный и серьёзный шаг к саморегулированию и созданию системы саморегулирования профессиональной врачебной деятельности. Тем более, что сам процесс аккредитации уже требует участия такой организации.
Читайте также:
Эффективный контракт: сколько будет получать врач?
Аккредитация и сертификация врачей: перемены начались