18+

Татьяна Бекишева

8

Новосибирский поэт и художник: как найти общий язык с подростками и зачем взрослым читать сказки

Сергей Пышненко: «Пора каникул и отпусков – возможно, лучшее время для взаимно обогащающего общения с собственным ребёнком»

Новосибирский поэт и художник: как найти общий язык с подростками и зачем взрослым читать сказки
Источник изображения: https://vk.com/id18243876

Бытует мнение, что растущее поколение не разменивается на эмоции, что живому общению, через которое, собственно, можно и научиться сопереживать, выражать свои чувства, подростки предпочитают интернет-послания.

О сфере эмоций мы решили поговорить не с психологом, а с творческой личностью. Сергей Пышненко – поэт, композитор, исполнитель, художник, сказочник, руководитель группы «Агма», один из начинателей сибирского КВН.


Между прочим, именитый физик Митио Каку главным компонентом человеческого успеха считал именно развитие тех качеств, которые есть именно у людей. И которые недоступны роботам: творческое мышление, способность к сопереживанию, умение брать ответственность на себя.

Сейчас лето в разгаре. Детский и взрослый мозг на время каникул и отпусков не так загружен делами учебными и рабочими. Почему бы не воспользоваться этим временем, чтобы побыть самими собой? Пожить эмоциями?

У Сергея Пышненко есть картина, которую он писал в сумбурный момент жизни. И… картина помогла ему выстоять. А дальше, по отзывам зрителей, она дает подзарядку и другим. Разделённые эмоции делают нас сильнее? Сергей считает, что эмоциональную сферу развивать нужно обязательно.

Даже у слонов и крокодилов есть эмоции, – напоминает Пышненко. – А без эмоций мы действительно мало чем будем отличаться от машин. Так что воспитание в ребенке эмоциональной сферы и ее постоянное развитие во взрослом – это необходимость. Ну, не может человек прожить без способности к со-страданию, со-радости, со-причастности – это необходимость. И я думаю, что во все времена были те, кому дорога только собственная шкура и те, у которых душа болела за каждого сородича и за общество в целом. Именно те, у кого душа болела (а болела как раз потому, что живая) и давали возможность человечеству развиваться.

– Практика заочного общения между людьми начиналась когда-то с рисунков. Сегодня можно сэкономить время, отправляя адресату готовый смайлик…

– По мне, есть такая прогрессия: с каждым шагом вперед технического прогресса мы делаем шаг назад в плане духовном. В эпоху «до интернета» мы писали письма от руки, без смайликов, выражая свои чувства и эмоции словами. Сейчас целую фразу, а то и предложение можно заменить одной иконкой. Сказать человеку «я тебя люблю» иногда не так уж и легко, а тут – поставил «масенький» иероглиф, и готово. Вот и результат – человек научился тыкать по клавиатуре и разучился говорить. Это беда всего человечества. Сколькие из нас сейчас могут сами испечь хлеб? – единицы! Потому что проще и быстрее сбегать за ним в магазин. Но уютного аромата свежеиспеченного хлеба в наших домах многие уже лишились.

Иероглифы и буквы, цифры, тоже, когда-то кто-то придумал. Все остальные стали ими пользоваться для облегчения общения, уже особо не задумываясь о внутреннем их содержании. Просто знали, что такое-то изображение, закорючка, соответствуют такому-то чувству, действию или явлению. Правда, всегда были и есть те, для кого важно вникнуть в суть символов, (а это уже наука). Но основная же часть нас – просто пользователи.

Кстати говоря, пора каникул и отпусков – возможно, лучшее время для взаимно обогащающего общения с собственным ребёнком. Пусть он почувствует ваш не формальный, а искренний интерес к нему. Может быть, вы расскажете, как объяснялись в любви в эпоху «до интернета».


А вы, не исключаю, что-то новое узнаете о терминологии интернета, об особенностях символики. Это один из тех моментов, когда у поколений появляется друг к другу интерес. А интерес – это уже живая эмоция. На мой взгляд, сложность в том, что подростки хотят, но не всегда умеют транслировать свои эмоции. И логично, если самые близкие взрослые научат умению их выражать.

Созвучно настоящему

– Сергей, вы же можете выступить просто в школе, и подростки на время концерта вытаскивают из ушей наушники. Аудитория старших школьников чем-то отличается от просто старшей аудитории?

– Да, старшеклассники среагировали так на моё исполнение песен Высоцкого. Спасибо их преподавателю литературы Наталье Сергеевой и руководству школу за приглашение, а мальчишкам и девчонкам за то, что так вдохновенно слушали. Не буду лукавить, видимо, я неплохо выдал… Что называется, от души. Но дело ещё и в том, что Высоцкий – это нерв. Сгусток настоящих живых эмоций. А на настоящее дети точно среагируют. Не нужно думать о подростках хуже, чем они есть. Что, Высоцкий не писал о любви, о дружбе, об одиночестве, о непохожести о других, о запретах и условностях? Это все те переживания, знакомые молодым людям. Только они не всегда могут выразить то, что концентрированно есть уже у Высоцкого. Вот и получается со-звучие.

В принципе, наш зритель универсальный, всех возрастов. Исходя из темы, он сам решает, что больше будет иметь отклик в его душе, будь то песни Высоцкого, бардов времен СССР или городской романс.

   https://vk.com/id18243876

Учителю: «Не навреди!»

– Если родители рано заподозрили у ребенка талант к рисунку, к слову, к пению, стоит ли спешить в школы раннего развития?

– И спешить нельзя, и опоздать чревато. Разумеется, очень многое начинается в семье. А воспитание интереса к искусству, возможно, даже раньше. С того самого момента, как двое решили стать семьей, родителями. Если маме и папе самим не чуждо творчество, если у них самих развит вкус к слову, они сами дадут ребенку с самого раннего возраста «и кисть, и свирель». А дальше – дело учителя. Того самого, к кому попадёт ребёнок.

Важно, чтобы учитель разделял заповедь врачей: «Не навреди!».

Ведь не секрет, что в раннем детстве так легко отбить интерес к прекрасному! Ну, пошёл человек в художественную школу, что-то пытается сказать своими первыми шагами, первыми работами. А учитель ему: «Ну да, не станешь ты художником, но старайся». Да, конечно, не всем дано быть художниками и музыкантами. Но, наверное, учитель и не имеет права давать прогнозы. (Я не буду рассказывать, скольких художников признали таковыми уже спустя приличное время после смерти). Неосторожными прогнозами учитель может раз и навсегда отбить желание интересоваться творческой сферой, которая делает нас отличной от роботов. И ладно отбить – есть риск сломать судьбу ребенка и заодно судьбы тех, кто в будущем пойдет с ним по жизни!

Дело учителя – познакомить с основами культуры, дать ориентиры, чтобы человек по жизни мог, допустим, отличить книгу от не-книги, картину от не-картины.  Не секрет: сиюминутных фальшивок, притворяющихся настоящим искусством, сегодня хватает. Но их главное отличие: они не цепляют.

Есть ещё вариант. Ребёнок появляется у родителей, абсолютно далёких от сферы искусств. Ну, живут себе люди нормальной, земной жизнью. И тут дает Господь чадо, парящее в облаках. Непонятное. Наверное, я не компетентен подобные случаи комментировать. Вероятно, это и есть божий промысел, появление ребёнка, по сути, в чужой семье. Скорее всего, тогда и Бог позаботится об обстоятельствах, чтобы талант зазвучал. Разумеется, на таланте, а на гении, тем более, лежит огромная ответственность. Эмоция, закрепленная в слове, ноте или рисунке – это настоящее оружие в борьбе за тёмные или светлые стороны душ тех людей, которые ему поверили.

   https://vk.com/id18243876

А вам Джоконда нравится?

– Человеку нужен катарсис от общения с искусством. Но та же «Джоконда» далеко не всех впечатляет. Говорят, она живёт так долго, что не обязана нравиться всем. На ваш взгляд, что должно случиться, чтобы искусство впечатлило?

– Кому-то нравится Джоконда, кому-то Ван Гог с его подсолнухами, кто-то восхищается «Чёрным квадратом». Настоящее искусство дает человеку истинное очищение. В последнее время за «хороший культурный продукт» может сойти и нечто, прикрывающееся понятием «современное искусство». И оно впечатляет! Тут я снова позволю себе вернуться к мысли, что в человеке с детства нужно воспитывать если не любовь, то хотя бы понимание искусства и культуры. Тогда он сможет понять, что настоящее, а что – нет. А так у каждого жанра могут быть свои приверженцы. Есть и «всеядные» личности, к которым принадлежу я.  По настроению слушаю джаз и классику, блюз, рок и этно.  Главное, чтобы это был действительно качественный продукт, а не набор неких вибраций, выдаваемых за мелодию. Это я к тому, что всеядному слушателю или зрителю важно уметь оценивать то, что они видят, читают, слушают.

Про сказки без вранья

– Наша реальность такова, какой мы ее формируем. Вы пишите сказки. Как, по-вашему, что в сказке должно быть главным?

– Да, у меня есть свои сказки, например, про маяк «Пока жива надежда». И сказки я пишу обычно к картинам. Надеюсь, есть в них философия, созвучная и старым, и малым. На мой взгляд, главное в любой сказке – это отсутствие вранья. А какие уже там будут персонажи, чем они будут заниматься – это решать автору.

Я вообще за то, чтобы сказки писали не только взрослые, но и дети. Школьные сочинения, как правило, даются на конкретную тему, а когда пишешь сам – твори на всю катушку, сам себе хозяин! Учись пользоваться всеми красками эмоций! Кроме того, самостоятельное творчество еще и развивает наши интеллектуальные способности. И пусть у вас или у ребёнка не выйдет шедевр «от Андерсена», главное, что сказка будет написана вашей рукой, вашими умом и сердцем.

   https://vk.com/id18243876

А кому сказки больше нужны, детям или взрослым? Мне кажется, человеку в любом возрасте приятно почитать хорошую добрую сказку. Если человек, далёкий от дошкольного возраста, не стесняется любви к сказкам, значит, он не закрыл ту самую дверь между «детским и взрослым», значит, способен искренне любить, верить, радоваться и воспринимать Мир. Мудрец – это тот, кто чувствует, как ребёнок и мыслит, как старец. Будем же мудрыми, господа! (Эх, вот тут бы и поставить смайлик)).



Самое интересное – в наших официальных каналах: ВК, Telegram, Дзен

Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 4
Подписаться на комментарии
AntropoS
Сверчок сверчал на свирели
Хильдур Бок
Очень красивые картины. Необычные, волшебные.
Сергей Пышненко
Спасибо, Хильдур!
Сова
Хорошо, что подняли такую тему. Молодых всё время ругают больше - особенно старшее поколение, а нужно найти к ним подход. Просто многие не хотят заморачиваться......
Добавить комментарий
Читайте также