Гипервозбудимость, отставание в развитии, проблемы в общении ребёнка далеко не всегда вызывают у родителей беспокойство. Многие считают нарушения индивидуальными особенностями и ждут, когда малыш «израстётся». Всегда ли такая тактика оправдана, и чем она может обернуться, когда придёт время идти в школу? Как помочь будущему первокласснику?
Эксперт портала «Сибмеда» – Людмила Кожевникова, директор Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся».
Главное – своевременность
То, что состояние детей, имеющих какие-либо нарушения развития в раннем возрасте, поддаётся коррекции, для специалистов сегодня – неоспоримый факт. Правда, результаты могут быть разными – всё зависит от структуры нарушения и возраста начала системой работы. И всё же, своевременное, а точнее, максимально ранее вмешательство с принятием комплексных мер сегодня даёт существенный эффект, отмечают эксперты. Увы, для многих родителей это не всегда очевидно.
«Независимо от сложности дефекта, при обеспечении систематической работы с ребёнком до 7-ми лет сегодня можно достигнуть очень многого, – рассказывает Людмила Кожевникова. – Тем не менее, в Новосибирской области, как и по всей стране, очень много семей, в которых при обнаружении у ребёнка какого-либо нарушения говорят: «подрастёт – израстётся», «я сама в 5 лет заговорила» и так далее. Такой, скажем, не совсем серьёзный подход в плане развития детей ведёт к негативным результатам. Не надо быть ни врачом, ни педагогом, чтобы понять: если у ребёнка в определённые периоды наблюдается отставание в развитии от возрастной нормы, нужно срочно обращаться к специалистам».
Известно, что в развитии ребёнка существуют так называемые сенситивные периоды, когда с помощью психолого-медико-педагогического воздействия любое нарушение в развитии наиболее эффективно корректируется. В сложных случаях состояние ребёнка в этот период способно просто выйти на более высокий уровень.
Сегодня специалисты всё чаще используют термин «абилитация», хотя в обиходе ещё осталось привычное «реабилитация». Отличие «абилитации» от «реабилитации» в том, что, если во втором случае специалист помогает пациенту (в данном случае – ребёнку) вернуть утерянные функции (например, в результате аварии), то в первом случае речь идёт о развитии функций, отсутствующих с рождения.
Сегодня, как заметила Людмила Алексеевна, детей, имеющих проблемы с развитием в первом классе, немало. Часто среди проявлений таких проблем встречается гипервозбудимость, социальная и физическая неготовность, проблемы общения, неусидчивость, трудности с концентрацией внимания и так далее. И это ещё не самые печальные симптомы.
«Много встречается и социальной незрелости, и неврологической патологии, и психоневрологии в связи с отсутствием до 7-ми лет полной диагностики, и как следствие, своевременной систематической коррекции, – говорит Людмила Кожевникова. – Родитель ожидает, что ребёнок, придя в школу, будет делать то же, что и все, но так не получается. И на данном этапе начинается бег по кругу специалистов с ожиданиями быстрого исправления всех проблем у ребенка. А уже в 10-12 лет никакой колоссальной динамики быть не может, и у родителей, не занявшихся ребёнком своевременно, наступает разочарование и нередко опускаются руки».
И всё-таки, как не упустить тревожных звоночков? Для этого существуют специальные скрининг-тесты, где прописаны обязательные навыки и умения ребёнка в том или ином возрасте. Найти их несложно: к услугам родителей –книжные магазины и газетные киоски, и, конечно, интернет. При нахождении несоответствия умений ребёнка его возрасту нужно обратиться к педиатру, который, в свою очередь, направит родителя с ребёнком к узким специалистам.
Абилитационная терапия: классические методы
Сегодня нуждающейся семье доступно множество методов абилитации. Многие из них можно бесплатно получить в муниципальных и государственных учреждениях, а некоторые вполне применимы в домашних условиях.
Основная тенденция современной абилитационной терапии – комплексный подход. Если раньше ребёнок с нарушениями развития был отдан на откуп одним лишь врачам, то сейчас медицинская составляющая детской реабилитации – лишь часть комплексной терапии. Помимо врача, с ребёнком сегодня работают психологи и педагоги (а в некоторых случаях врач нужен лишь при наличии у ребёнка соматического заболевания).
В то время, как головной мозг ребёнка получает дополнительное питание с помощью лекарственных препаратов, специалисты психолого-педагогического профиля помогают ребёнку формировать и автоматизировать новые навыки, интегрировать их в свою жизнь. Таким образом, у ребёнка не только активизируются физиологические возможности, но и стимулируется способность к различным видам деятельности – мозговой, когнитивной, игровой, речевой и так далее.
Некоторые новые направления детской абилитации специалисты уже называют классикой. Речь идёт, например, о позиционной терапии, которую начали применять в нашей стране около 20 лет назад. Суть позиционной терапии в том, чтобы нивелировать патологические с точки зрения физиологии позы ребёнка и формировать правильные. По словам Людмилы Кожевниковой, сегодня без такой терапии в самом раннем возрасте просто не обойтись, особенно при нарушении опорно-двигательного аппарата. Сегодня для позиционной терапии существуют всевозможные технические средства.
Свою эффективность продемонстрировали и мотивирующие абилитационные технологии. Их использование также требует специального оборудования, в данном случае это специальные тренажёры и велосипеды. Ребёнок, зафиксированный на таком велосипеде, крутит педали и понимает, что ему это нравится и его захватывает этот процесс. По словам специалистов, это помогает ребёнку справиться не только с расстройствами вестибулярного аппарата, но и с психоневрологическими нарушениями. Оборудование для такой терапии изначально производили лишь в США, сегодня «мотивирующие» велосипеды изготавливаются и в нашей стране, в том числе в Новосибирске.
Дельфинотерапия: хорошо, но недостаточно
Что касается таких «экзотических» методов реабилитации, как, например, иппотерапия, дельфинотерапия и канистерапия (контактирование с собаками в лечебных целях), то, несмотря на то, что они, по словам Людмилы Кожевниковой, заслуживают не менее серьёзного отношения, чем «классика», столь нетрадиционная терапия всё же вторична.
«Канистерапия, иппотерапия – это очень хорошо, любое животное даёт ребёнку позитив, – говорит Людмила Алексеевна. – Но и такая терапия должна быть системной. Рассчитывать на то, что вы 2-3 недели позанимались и у вас будут изменения, не стоит. Некоторые родители говорят: мы летом поедем на дельфинотерапию, и этим ограничиваются. Конечно, этого недостаточно, и только на эти методы не стоит возлагать надежды, они помогут лишь в комплексе с другими методами».
К вспомогательным методам детской абилитации относят и музыкотерапию. По словам специалистов, если правильно использовать при работе с ребёнком музыкальное сопровождение, терапия дает очень хорошие результаты. Сегодня даже существуют различные методики этого направления.
А вот водные процедуры, хоть и не относятся к первоочерёдным методам абилитации, неизменно остаются лучшим подспорьем на пути к позитивным переменам. По словам специалиста, если ребёнок будет не менее двух раз в неделю заниматься в бассейне, это пойдёт на пользу не только абилитационному процессу, но и общему состоянию ребёнка.
Абилитационные центры: где получить помощь?
Сегодня в любом городе работают муниципальные реабилитационные центры, где льготникам предоставляются места за счёт бюджета, учреждения здравоохранения и образования. Льготы на получение реабилитационных услуг получают все дети с нарушением развития, которым установлен статус психолого-медико-педагогической комиссией или в бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов).
Много сегодня и частных центров, предоставляющих услуги абилитации. Свои «плюсы» и «минусы», как водится, есть везде. Что же выбрать родителям?
Чтобы попасть государственное учреждение, порой необходимо выждать очередь, которая может растянуться на месяцы. Однако из этой ситуации есть выход: по словам Людмилы Кожевниковой, специалисты могут и должны научить родителей необходимым методам абилитации детей в домашних условиях.
Что касается частных центров и специалистов, то их «минус» в отсутствии системной работы. Обычно коммерческие центры предоставляют родителям возможность посещать любые занятия и процедуры в любое время, что может способствовать перегрузке ребёнка всевозможными манипуляциями. А это, по словам специалистов, сказывается на ребёнке не самым лучшим образом.
«У родителей часто бывает такая ошибка: как только они увидели положительную динамику, они пытаются усилить воздействия на ребёнка, не понимая, что тем самым можно усугубить состояние ребенка и получить регресс, – говорит Людмила Кожевникова. – Это может дойти до стимулирования патологической активности головного мозга, которая в некоторых случаях может стимулировать эпиактивность и даже эпилептические приступы».
Выход из этой ситуации – повышенная внимательность к ребёнку. Людмила Кожевникова советует родителям проявлять чуткость к состоянию своего чада, принимать во внимание возраст ребёнка (чем младше ребёнок, тем меньше должна быть нагрузка) и не перегружать его в погоне за результатами.
Читайте также:
Сенсорная интеграция: как научить ребёнка чувствовать правильно?
Воспитание и обучение «особых» детей: профилактика «синдрома выгорания» у родителей и специалистов