18+

Елена Заиграева

5

Новосибирский медколледж: инновации в обучении

Директор Новосибирского медколледжа Алексей Пилипенко: «Мы пытаемся вывести образовательный процесс за рамки рутинного»

Новосибирский медколледж: инновации в обучении
Источник изображения: Новосибирский медколледж

Сегодня в Новосибирске только одно среднее профессиональное учреждение ведёт подготовку по медицинским специальностям – это Новосибирский медицинский колледж. О том, как изменилась в последнее время система подготовки будущих медиков и к чему готовиться абитуриентам, желающим связать свою жизнь с медициной, рассказал Sibmeda.ru Алексей Пилипенко, директор колледжа, к.м.н.

Приём-2022

Новосибирский медколледж

Традиционно медколледж проводит приём по семи направлениям – это лечебное дело (фельдшеры), сестринское дело, акушерское дело, лабораторная диагностика, стоматология ортопедическая, стоматология профилактическая и фармация. «Эти направления на 100% перекрывают потребности любого медучреждения, независимо от формы собственности», – отмечает Алексей Николаевич. В этом году количество приёма увеличено на 50 человек – дополнительные места достались будущим медсёстрам, потребность в которых сегодня наиболее высокая.

Вообще же, по словам директора, в настоящее время колледж достиг предела по наполняемости – всего в нём обучается 3 887 будущих медиков. Это единственное в Новосибирске среднее профессиональное учреждение, которое работает в три смены – часть студентов начинает заниматься с 16.00. Впрочем, для многих это даже преимущество – ведь среди абитуриентов в последние годы всё больше работающих взрослых людей 30+, которые осознанно решили поменять профессию.

Так, самой взрослой студентке медколледжа 72 года: закон об образовании даёт равные права для поступления, независимо от возраста. «Достаточно активная студентка, неплохо влилась в группу молодёжи. Занимается хорошо и с усердием», – поделился Алексей Пилипенко.

Среди новых тенденций – увеличение конкурса на специальность «лабораторная диагностика», что вызвано изменением восприятия ценности профессии. В значительной степени на это повлияла пандемия, когда повысилась потребность в диагностике, что, соответственно, привело к активному развитию лабораторной службы.

Однако самый высокий конкурс сохраняется на направлении «стоматология ортопедическая», причём, это единственная специальность, для поступления по которой необходимо сдать мануальный экзамен – а именно слепить зуб. Будущие ортопеды – это фактически минискульпторы, и пространственное мышление для них – условие профпригодности.

Для поступающих по направлениям «Лечебное дело», «Акушерское дело» и «Сестринское дело» предусмотрено социально-психологическое тестирование. Испытание проводится онлайн московским университетом, с которым заключается договор, что гарантирует объективность: экзаменатор никак не может повлиять на результат теста.

В этом году приём будет проводиться в штатном режиме – так, как это было в допандемийный период. И это очень важно с точки зрения профориентации: в приёмной комиссии работают опытные специалисты, которые помогают сориентироваться в специальностях и сделать более обдуманный выбор.

Профориентация – на первом месте

Кадровый дефицит в медицине существовал всегда, и пандемия это только усугубила. Тем не менее, важно, чтобы в эту сферу попадали высокомотивированные люди, знакомые с профессией медика не только по сериалам.

Профориентационная работа с будущими фельдшерами и медсёстрами начинается ещё в школе. Сейчас колледж ведёт 17 медицинских классов в 13-ти школах.

«Задача – не в том, чтобы они все пошли в медицину, а задача – показать правду жизни и оставить тех, кто делает выбор осознанно и самостоятельно», – считает директор медколледжа.

Сам Алексей Николаевич прошёл все этапы медобразования – от УПК ещё в школе, где познакомился с профессией санитара, и медучилища – до института, ординатуры и аспирантуры. А в прошлом году доктор Пилипенко, заведующий операционно-перевязочным блоком – врач нейрохирург ГБУЗ НСО «Детская городская клиническая больница № 1», стал победителем ежегодного конкурса «Врач года-2021».

Профориентационная работа продолжается и на всех этапах обучения в колледже. Так, регулярно проводится ярмарка вакансий, для участия в которой приглашаются и муниципальные медучреждения, и крупные коммерческие центры.

В этом году мероприятие проводилось в течение двух дней. «Каждой организации предоставили место, пропустили абсолютно всех студентов, не только выпускного курса, но и первого, чтобы ребята могли познакомиться, ведь у них впереди практика. Я всегда за то, чтобы у студента была возможность выбора. Когда практика начинается, он может написать заявление, что хочет в конкретное медучреждение. Это же хорошо, это профориентация», – делится директор.

В медколледже действует и волонтёрский корпус. Так, в период пандемии на базе учреждения была открыта служба «122», которую совместили с образовательным процессом. Студенты помогали принимать звонки от населения и таким образом вовлекались в практическую медицину: учились самостоятельно принимать решения, общаться с пациентами. А выпускники-фельдшеры выходили на помощь первичному звену, заменяя массово болевших коллег.

Новосибирский медколледж

По целевому направлению

Восполнить кадровый голод в медучреждениях позволяет система целевого обучения. «Сегодня много привлекательных условий, которых не было раньше. Был утверждён Порядок о целевом обучении среди средних медицинских специалистов. В отличие от высших учебных заведений, когда целевиком может стать только абитуриент, с которым заключается целевой договор, мы понимаем, что за три года может многое поменяться: закроются ставки, реформируется учреждение и так далее. Поэтому у нас целевиком можно стать с любого курса», – рассказывает о нововведении Алексей Пилипенко.

Это удобно – особенно, для тех, кто поступает на коммерческой основе, далеко не всем балл аттестата позволяет учиться за счёт бюджета. Если возникают финансовые сложности, студент может обратиться в медицинскую организацию и заключить с ней целевой договор со второго или с третьего курса. Будущий работодатель возьмёт на себя функцию оплаты обучения, при условии, что выпускник отработает в дальнейшем три года.

Ещё одно удобное нововведение – возможность в рамках последнего курса получить дополнительную специализацию и пройти по ней стажировку, допустим, рентгенлаборанта, операционной сестры и так далее. Для студента – это экономия целого года и возможность сразу после выпуска начать работать по выбранной специальности, для организаций – возможность в минимальные сроки получить подготовленного сотрудника.

Учёба рядом с домом

Ещё одно актуальное направление, которое было запущено не так давно – это сетевое образование, цель которого – снижение кадрового дефицита в области. По сути, это франшиза, когда полномочия по подготовке специалистов делегируются ЦРБ, с которыми заключается договор на обучение специалистов среднего звена. На базе ЦРБ набирается группа учащихся, которые зачисляются в колледж, но учатся непосредственно в медучреждении. Среди врачей, которые могут и желают преподавать, проводится отбор, они получают зарплату, а студенты – стипендию. «Сетевики» пользуются всеми услугами колледжа, включая библиотеку, мастер-классы, онлайн-ресурсы, но при этом живут в родном городе или селе, и в дальнейшем там же и остаются работать.

Сейчас в программе участвуют девять ЦРБ, с этого же года подключаются ещё три. Всего же таким образом обучается в настоящее время 185 человек.

Преимущества такого варианта получения профессии уже себя показали: семьи экономят бюджет, поскольку дети учатся рядом с домом, кроме этого, такие студенты рано начинают восполнять ресурсы ЦРБ. Как правило, они уже после первого года обучения сдают квалификационный экзамен и получают право работы по специальности «младшая медицинская сестра». И затем они учатся, уже работая и получая зарплату.

«Как показала практика, по знаниям такие студенты не хуже, чем те, кто обучается в колледже. Все сдают стандартизированные экзамены, на результаты которых мы не можем повлиять. А в практических навыках – даже выше, потому что подготовка проходит непосредственно в медучреждении. И когда готовишь специалистов для себя – стараешься делать это как можно лучше»,– комментирует программу директор медколледжа.

«Земский фельдшер»

Успешно работает и программа «Земский фельдшер», направленная на стимулирование трудоустройства выпускников в области.

«Многие думают – «поеду в село, а что там делать?». На самом деле, фельдшерско-акушерский пункт – это не избушка на курьих ножках, это современная блочная система, эффективная, обладающая всем необходимым для того, чтобы работать. Плюс подъёмные до 750 тысяч, плюс жильё. Фельдшер в посёлке – это первый человек после председателя. Там ценность медицины совсем другая, чем в городе. Жители понимают: если этого человека не будет, то и медицинской помощи ближайшей не будет, нужно проехать много километров до ЦРБ. Фельдшера очень уважают, и у нас многие ребята, которые затем приезжают на постдипломное образование, очень довольны. Единицы, кто недоволен и возвращаются через 3 года. При этом они в 23 года уже имеют опыт, стаж, определённую квалификацию», – делится Алексей Пилипенко.

К тому же, сейчас в помощь сельскому фельдшеру – телемедицина, санавиация, что помогает чувствовать себя более уверенно.

Новосибирский медколледж

Учиться – с интересом

Что касается процесса обучения, то он стал намного более интересным и мотивирующим. Так, студенты медколледжа активно участвуют в движении WorldSkills.

«Очень нужная вещь, у нас целый этаж был открыт под WorldSkills, по сути – настоящий стационар. Если туда провести кислород, то я смогу лечить там людей. Палаты – послеоперационные, интенсивной терапии, действующие лаборатории – ничего нет игрушечного. Работают биохимические анализаторы – можем взять кровь и через 30 минут получить анализ, настоящие антисептики, полноростовые муляжи…», – рассказывает Алексей Николаевич.

Для максимального погружения ребят в профессию используются технологии стандартизированного пациента. Для этого медколледж заключил договор с Новосибирским театральным институтом. Студентам-театралам заранее раздаются легенды с разными типами заболевания и морфотипами пациента: у кого-то – добрый, у кого-то – скандальный, у кого-то – злоупотребляющий алкоголем. И затем после соответствующей подготовки на базе лаборатории WorldSkills проводятся симуляционные игры, которые снимаются на камеру и затем анализируются.

Новосибирский медколледж

«Пока провели две большие игры, очень эффективно. Самая большая проблема – это очное общение с пациентами, а здесь можно каждый раз вернуться к любому моменту разговора и сделать разбор, выявить ошибки. Мы пытаемся вывести образовательный процесс за рамки рутинного, сделать его, во-первых, доступным и, во-вторых, интересным», – отмечает директор.

Результатом такого подхода можно считать регулярные победы студентов медколледжа на чемпионатах WorldSkills. Среди последних достижений – «серебро» на WorldSkills Russia по стоматологии, а также первое и третье места в «Абилимпикс 2022» по направлению «Медицинский и социальный уход». Узнать больше информации о медколледже можно на официальном сайте.


Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 0
Подписаться на комментарии
Добавить комментарий
Читайте также