Флюорография – процедура, которую среднестатистическому человеку нужно проходить ежегодно. Далеко не все люди следуют этой рекомендации, причём многих останавливает убеждение о вреде процедуры для здоровья. Врачи готовы развенчать этот миф, предоставив весомые доводы, почему флюорографией нельзя пренебрегать.
О флюорографии «нового поколения» рассказала Ирина Осинцева, врач-рентгенолог, врач ультразвуковой диагностики Новосибирской городской поликлиники.
– Ирина Владимировна, в чём различие флюорографии и рентгена?
– Разницы в физическо-химических процессах нет никакой – это всё рентгеновское излучение. При этом, флюорография отличается меньшей лучевой нагрузкой и разрешением, поскольку это скрининговый метод, который используется для профилактических исследований. В основном, с помощью флюорографии исследуются органы грудной клетки – для исключения туберкулёза и новообразований лёгких.
Рентгенография – более «глубокое» обследование, с большей дозой и разрешением. Как правило, мы рекомендуем его пациентам, которые приходят к нам с жалобами. Либо используем после скрининговых исследований в случае, если требуются уточнения для постановки диагноза.
– Насколько опасна для человека лучевая нагрузка?
– Начнём с того, что современный мир постоянно подвергает нас определённым дозам излучения: мы живём в век техногенных катастроф и природных катаклизмов. Источники радиации находятся повсюду – от пропускных сканеров в общественных местах до гаджетов.
Нужно понимать, что бытовая доза излучения, которая приходится на каждого из нас, в разы превышает дозу, получаемую при проведении флюорографии или рентгенографии. Эти показатели также очень далеки от пороговых зон. Лучевая болезнь может развиться при получении дозы 0,5 зиверта, а в рамках современных исследований речь идёт о микрозивертах – это в сотни раз меньше.
– Зависит ли безопасность и информативность флюорографии от аппарата, на котором она проводится?
– Аппаратами «нового поколения» принято считать цифровые флюорографы – именно таким пользуемся и мы в Новосибирской городской поликлинике. Важное преимущество современных технологий – снижение дозы излучения. Конечно, те плёночные аппараты, которые сегодня стоят в медцентрах, тоже уже модифицированы, но цифровым по этому параметру уступают всё равно.
Для специалистов, работающих на цифровых аппаратах, важно отсутствие химических процессов, связанных с растворами и проявлением плёнки, а для пациентов есть и ещё более значимая выгода – цифровые аппараты позволяют получать результаты обследования сразу после его проведения.
Проведение флюорографии с одномоментной выдачей результата – комфортное предложение для посетителей поликлиники. Рентгенолаборант проводит исследование на современном цифровом аппарате, который даёт возможность врачу-рентгенологу сразу «прочитать» результат и избавляет пациента от необходимости возвращаться за заключением на следующий день.
– Насколько качество исследования зависит от квалификации специалиста?
– Это высокотехнологичное оборудование и, конечно, им должен управлять специалист. Рентгенолаборант, учитывая телосложение пациента, задаёт параметры обследования. Если неграмотный сотрудник выберет дозу выше необходимой – человек получит большую лучевую нагрузку, а информативность результата снизится.
Расшифровывает результат врач-рентгенолог. И здесь также крайне важен профессионализм: результат нужно оценить достоверно, не проглядев патологий.
Качество такой несложной, на первый взгляд, процедуры складывается из многих факторов. Допустим, аппарат должен регулярно проходить «профосмотры». Наш флюорограф стоит на обслуживании у компании медтехники: раз в квартал приходит техник, проверяет состояние трубки и других деталей, в случае износа он их своевременно заменит.
– Ирина Владимировна, каким был ваш профессиональный путь?
– Я работаю врачом-рентгенологом уже 15 лет, а до этого 7 лет работала терапевтом.
Считаю, что мне очень помогли эти семь лет практики. Сейчас молодые специалисты сразу после ординатуры садятся расшифровывать результаты снимков – и им бывает очень тяжело, потому что они плохо ориентируются в клинике. Я же сначала «насмотрелась», «наслушалась» пациентов, а потом получила специализацию рентгенолога. И сейчас, знакомясь с пациентом, я уже прикидываю, что с ним может быть.
Кроме того, пять лет назад я прошла переподготовку по направлению врач ультразвуковой диагностики. В Новосибирской городской поликлинике я работаю по двум специализациям.
Рентгенологические и ультразвуковые методы дополняют друг друга. Например, после маммографии при необходимости мы можем «досмотреть» пациентку на УЗИ для уточнения информации. И наоборот. Допустим, если УЗИ показало жидкость в плевральной полости – рентген «проверит» это более чётко. Я, будучи рентгенологом и врачом УЗД одновременно, могу подтвердить эффективность такого сочетания.
– Опираясь на свой опыт, скажите, какие заболевания чаще всего угрожают новосибирцам?
– Не секрет, что в Западно-Сибирском регионе сложная ситуация с туберкулёзом. Причём, сейчас больные не подлежат строгой изоляции, поэтому риски есть практически у каждого. Сегодня мы диагностируем патологии у абсолютно социальных людей, которые не подозревали о заражении туберкулёзом. И потому призываем – не пренебрегайте своевременной диагностикой и ежегодно проходите флюорографию.
Во время исследования могут выявляться и другие заболевания. Сейчас, например, распространены патологии щитовидной железы, поэтому довольно часто на флюорографии мы обнаруживаем зоб.
Буквально сегодня увидела у пациента релаксацию правого купола диафрагмы – порекомендовала проверить желчный пузырь. Флюорография может «заподозрить» болезни сердца, средостения, костных структур. Онкологические заболевания также часто обнаруживаются во время рентгенологической диагностики.
Не устаём напоминать пациентам: чем раньше обнаружено заболевание, тем меньше последствий оно будет иметь. Флюорографию необходимо проходить раз в год, а при контакте с больным туберкулёзом – раз в полгода.
«Новосибирская городская поликлиника»:
ул. Гоголя, 38, 2 этаж,
ст.м. «Маршала Покрышкина»,
+7 (383) 255–30–22,
+7–962–835–30–22,
www.ngp-nsk.ru