Что такое профессиональный стресс? Интернет отвечает: это стресс на работе, возникающий, когда ситуация превышает эмоциональные или физические возможности работника. Остаются вопросы «кто виноват», и «что делать», когда возможности превышаются, а работать надо. Наш эксперт – Елена Потеряева, д.м.н., профессор, Засл. врач РФ, проректор НГМУ, гл. специалист по профзаболеваниям Минздрава НСО и СФО.
– Елена Леонидовна, что же такое профессиональный стресс? Начальник нагрубил? В отпуск не пустили? Премии не дали? Что-то ещё?
– Определения в Интернете вас не обманули. Профессиональный стресс – это стресс, связанный с работой. Само же понятие стресса многогранно, и классиками медицины определяется как «чрезвычайный ответ организма на воздействующие факторы внешней среды». Любая профессия, независимо от её характера и содержания, сопряжена с воздействием внешних факторов.
– Любая профессия порождает стресс?
– Да. Только профессия профессии рознь, и воздействующие факторы в разных профессиональных группах, скажем, умственного и физического труда, совершенно различны.
Профессия умственного труда, связанная с необходимостью анализа информации, принятия решения, вызывает стресс от перенапряжения умственной деятельности, а также эмоциональный стресс от недостаточного количества времени на выполнение определённых задач и так далее. По сути дела, эти профессиональные факторы требуют мобилизации сил организма, а стресс – физиологическая ответная реакция на подобную ситуацию.
У человека вырабатываются гормоны стресса, которые отвечают за мобилизацию всех внутренних ресурсов и резервов организма. Например, гормоны надпочечников, кортизол и адреналин.
– Как эта реакция проявляется? Открывается второе дыхание?
– Проявляется по-разному. У человека могут открыться небывалые способности к бегу, если ему нужно убежать от опасности. Некоторые животные при внешней угрозе замирают, – и это тоже вызванная стрессом реакция организма. Стрессу подвержены все живые существа. Если стресс вызывает перевозбуждение, то затем может наступить торможение всех реакций, апатия. Стресс у работников умственного труда часто связан с необходимостью выполнять задание за короткое время. Он требует мобилизации всех когнитивных возможностей организма: памяти, внимания, аналитической функции. Увеличивается время, проводимое на работе. Обостряются отношения в коллективе.
Человек не выполняет золотое правило «трёх восьмёрок»: восемь часов на сон, восемь на работу и столько же на отдых.
– А если 8 часов сидеть в офисе за компьютером – это разве не причина стресса?
– Да, есть и стресс, вызванный гиподинамией. Часто офисным работникам приходится проводить время в неподвижности, в вынужденной рабочей позе, и тут уже к когнитивно-эмоциональному стрессу добавляется физический. Опорно-двигательный аппарат испытывает недостаток кровоснабжения, страдает нервная трофика.
– Таким образом, помимо эмоционально-когнитивного напряжения, у работников умственного труда так же, как у тех, кто работает физически, возникает и стресс, связанный с мышечной усталостью? Чем он опасен?
– Длительное воздействие стрессирующего фактора – это могут быть, кроме уже названных, и вредные факторы производства, приводит к напряжению адаптационных механизмов, которые должны обеспечивать новый уровень метаболических процессов, например, усиленный вывод токсинов из организма. По мере продолжающегося воздействия стресс приобретает хроническую форму. Истощаются резервы организма, в частности, эндокринная система, снижается выработка гормонов. И человек переходит в состояние дистресса, а это – первый этап к формированию заболевания. В описываемой нами ситуации профессиональные факторы могут влиять на развитие таких грозных болезней, как ишемическая болезнь сердца или гипертоническая болезнь, сахарный диабет и так далее.
– Так стресс физиологичен или вреден?
– Стресс – адаптационная реакция организма. Благодаря стрессу человек выживает в экстремальных ситуациях. Но это острый стресс. А то, о чём мы с вами говорим, носит характер хронического стресса. И он приводит к негативным последствиям для здоровья.
Вы можете спросить, всегда ли работа сопряжена с профессиональным стрессом? Всегда. Но следует различать состояние эффективной и неэффективной адаптации. Когда мы говорим о профессиональном стрессе, мы подразумеваем неэффективную адаптацию: человек вырабатывает ресурсы организма и уходит в болезнь.
– При одних и тех же условиях работы кто-то заболевает, а кто-то отдохнёт – и всё в порядке. Дело в генетике?
– Генетика обусловливает уровень адаптивных процессов. Если бы у человека не было индивидуального риска, обусловленного его «генетической предрасположенностью», то мы бы улучшили условия труда до определённого уровня и гарантировали отсутствие заболеваний. Так, к сожалению, не происходит. Например, до 6 –7 % профзаболеваний мы диагностируем при допустимых условиях труда. Это говорит о том, что, помимо профессиональных, существуют индивидуальные риски заболеваний. Новосибирская школа медицины труда как раз и знаменита тем, что оценивает риски работников, исходя не только из внешних воздействий, но и из индивидуального состояния организма.
– И что делать тем, у кого генетика подкачала?
– Буду банальна. Самое главное – дать организму возможность восстановить уровень гомеостаза, то есть поддерживать оптимальную жизнедеятельность, который позволит перейти в состояние эффективной адаптации. Другими словами, дать организму шанс восстановить нарушенную регуляцию, чтобы вернуться к рабочим факторам без ущерба для своего здоровья. Полноценный сон. Полноценный отдых вне рабочего места, профилактика переутомления, особенно важная для лиц профессий, сопряжённых с концентрацией внимания и других когнитивных функций, – о чём мы уже говорили. И, конечно, это очередной отпуск. Если человек испытывает гиподинамический стресс, то лучше в моменты отдыха двигаться и т. д.
– Есть профессии, где стресс не исключение, а составная часть рабочего дня. Люди этих профессий обречены на дистресс и болезни?
– Да, есть профессии особо высокого стресса, где деятельность, связанная с высокой ответственностью. Например, диспетчеры на транспорте, и мы знаем, что иногда по их вине происходят аварии. Врачи, особенно, хирурги, реаниматологи. Учителям не уберечься от психоэмоционального стресса. В Трудовом кодексе РФ предусмотрены определённые компенсации в виде длительного отпуска, раннего выхода на пенсию, дополнительного питания и других мер, снижающих уровень профессионального стресса и неблагоприятного воздействия на работника вредных профессиональных факторов.
– Риск от последствия профессионального стресса у работников таких профессий обоюдоострый. Вы сами сказали про авиадиспетчера. Известны случаи и с пилотами, и с учителями...
– У лиц таких профессий, от которых зависит жизнь и судьба других людей, существует система профотбора, они при поступлении на работу, а затем практически ежегодно проходят медкомиссию. Регламенты допуска к вредным и опасным профессиональным факторам и видам работ определяются Приказом Минздрава РФ №302. Это защищает нас от возможного неадекватного состояния машиниста или авиадиспетчера и защищает его собственное здоровье. Если у человека обнаруживаются признаки заболевания, которые имеют риск развиться при сохраняющемся действии вредного фактора, он выводится из профессии.
– И трудоустраивается?
– По возможности. Работодатель может предложить ему другое, безопасное рабочее место. Но может и просто уволить по медицинским показаниям в соответствии с ТК на совершенно законных основаниях, если иного рабочего места на его предприятии нет. Человек вынужден искать совершенно другую работу. Он встаёт на биржу труда или переучивается на другую специальность.
– В этой ситуации закон защищает нас. А судьба профнепригодного – в его собственных руках? Кто ещё должен проходить регулярные профосмотры, кроме работников вредных и опасных условий труда?
– Много категорий. Госслужащие, дети, спортсмены. Их осмотры регламентируются ведомственными документами и приказами Минздрава. Профосмотры направлены на то, чтобы предупредить развитие заболевания или выявить его на ранней стадии.
По ТК работодатель, независимо от формы собственности предприятия, обязан обеспечить своим работникам осмотр для профотбора при приёме на работу, а также регулярный медицинский осмотр в процессе профессиональной деятельности. В том числе, и в целях выявления и профилактики профессионального стресса.
– Это контролируется?
– Да. Госинспекццией по труду, Роспотребнадзором, ГИБДД, наконец. Контроль предусмотрен. Но как выполняется – это вопрос. Треть рабочих мест по России не соответствует гигиеническим нормативам. И в некоторых случаях таких условий требуют производственные процессы. Но в других работодатель может улучшить условия труда и снизить производственный стресс – за свои деньги, то есть выступить благотворителем. Даже если рекомендации по улучшению условий труда занесены в очередной акт проверки предприятия Роспотребнадзором, работодателю проще и дешевле обойтись скромным штрафом, чем вкладывать постоянно средства в улучшение условий труда и заботу о здоровье работников. Остаётся уповать на социальную ответственность бизнеса.
– Что же делать в такой ситуации работникам?
– Конечно, в этих условиях важно самому заботиться о своём здоровье. Наш менталитет, увы, этому не способствует. Вот один из примеров. У двух крановщиц обнаружилась вибрационная болезнь. Но одна из них ещё и лишилась слуха, потому что не защищала во время работы орган слуха при помощи наушников-антифонов!
Здоровый образ жизни повышает стрессоустойчивость, в том числе, на работе. В зарубежных странах медицинская страховка дороже обходится тем, кто, например, курит, или обладает лишним весом. А у нас, к сожалению, распространено такое мнение и отношение к собственному здоровью: «Я налоги плачу, в том числе на здравоохранение. Значит, дорогие медики, извольте вернуть мне здоровье, как в юности». Осознание же того, что без собственных усилий здоровье не сохранишь и не вернёшь, часто отсутствует.
Читайте также:
Может ли офисный работник, продавец или врач «претендовать» на профзаболевание?