Какая грань отделяет «иногда выпивающего» человека от алкоголика? Какие алкогольные напитки наиболее опасные, с точки зрения формирования зависимости? Сколько нужно выпить, чтобы войти в состояние запоя? Насколько опасно это состояние, и в какой помощи нуждаются такие пациенты? Об этом мы поговорили с психиатром-наркологом с 40-летним стажем Натальей Попковой.
Алкоголизм – это новый обмен веществ
Алкоголизм – сложная патология в психиатрии, следующая после шизофрении. Зависимость от алкоголя сложно поддаётся лечению, и решающее значение здесь имеет своевременное осознание проблемы и обращение к специалистам, которые помогут решить её до того, как психологическая зависимость перерастёт в физическую.
«Наглядно показать, как развивается алкоголизм и возникают состояния запоя, можно, проведя параллель с пищевыми инстинктами человека», – говорит Наталья Васильевна Попкова, заведующая 2-м отделением поликлиники «Сирена».
Когда человек ест, для насыщения ему необходим определённый объём пищи – это заложено природой. Как только мы испытываем голод, мы начинаем употреблять пищу, и делаем это регулярно.
Человек, страдающий алкоголизмом, имеет такие же потребности – только в отношении спиртных напитков. Он также испытывает «голод», который ему нужно погасить с помощью очередной дозы. Алкоголик должен «наесться» этиловым спиртом. А поскольку организм не может насыщаться большими объёмами токсичного вещества – он просто сгорит – он насыщается протяжённостью. И пока организм не насытится, будет длиться запой.
Алкоголизм – такая же патология, как, к примеру, сахарный диабет. Никто не знает, кто заболеет, а кто не заболеет никогда. Ведь сахарный диабет развивается не потому, что человек любит сладкое, и не у тех, кто его ест. Алкоголь мы употребляем практически все, но кто-то заболевает алкоголизмом, а кто-то нет.
Каждый человек, прежде, чем выпить алкогольный напиток, заказывает себе его психотропное воздействие
Психотропному действию алкоголя можно петь оды. Удивительное в том, что каждый человек перед употреблением алкоголя, обязательно «закажет» себе его психотропное воздействие: «Я немножко выпью – у меня прибавится сил, и я закончу работу». «Я немножко выпью – и спокойно усну». «Я немножко выпью – и про всё забуду».
Человек не начнёт пить, пока не сформулирует для себя его желаемого воздействия. А дальше как: выпил 50 грамм и мгновенно перешёл в такое психическое состояние, которое трезвым себе позволить не можешь. Захотел развеселиться – развеселился. Захотел на разборки – пошёл на разборки. Получил то, что заказал.
«Почему огромный процент людей, страдающих психическими заболеваниями, алкоголики? – приводит пример Наталья Васильевна. – Потому что перед употреблением алкоголя они заказывают ему отмену своих психических расстройств. Их могут годами пичкать лекарствами в больницах – не помогает. А только выпил полстакана водки – и голоса исчезли, и бред не развивается. И они попадают уже в другой капкан под названием «алкоголизм».
Алкоголь – единственное на земле психотропное вещество, которое способно очень быстро изменить состояние психики по нашему предварительному заказу. Люди даже не осознают того, что не прибегают к употреблению алкоголя до того, пока не «закажут» для себя его воздействие.
Вначале развивается психологическая зависимость, а потом – физическая
Заказы на психотропное воздействие алкоголя приводят к развитию психологической зависимости – человек начинает таким образом решать свои проблемы: выпил, успокоился, силы появились и т.д. С помощью такого уникального психотропного действия он начинает уводить себя от реальности.
На начальных этапах человек может уловить в себе эту зависимость – и принять меры. Если этого не сделать – произойдут физические поломки в организме, появится новый обмен веществ. Человеку, чтобы наесться, нужны будут не только белки, жиры, углеводы, но и спиртные напитки. Это уже физическая зависимость.
Людям, которые уверены, что всегда смогут остановиться, предлагается простой тест: взять ручку и вспомнить конкретную дату, когда они останавливались в последний раз. Когда было такое, что, выпив рюмку или две, человек отставлял бутылку? Очень часто лист остаётся пустым.
Слабоалкогольные напитки – ещё опаснее, чем крепкие
Термин «изменённое состояние сознания» не имеет широкой огласки, хотя в профессиональных кругах им пользуются давно. В такое состояние человека погружают психотропы, содержащиеся, в частности, в слабоалкогольных напитках. При их употреблении человек может работать, заниматься повседневными делами – но его сознание меняется, он живет только в своем внутреннем мире.
Психотропы производятся в огромных количествах, выявить и структурировать их все не представляется возможным – их даже не вносят в реестр наркотических веществ. При этом, хорошо известно – они вызывают привыкание и приводят к развитию ещё более сложной зависимости.
Пиво изначально создавалось с добавлением психотропов. Суть напитка и кроется в том, что градусы алкоголя уменьшаются, а психотропное воздействие усиливается. В этом случае у человека возникает сложная зависимость – не только к алкоголю, но и к тем веществам, которые в нём содержатся.
Запой – одно из самых тяжёлых, неотложных состояний
Вещества, содержащиеся в алкоголе – это денатурирующий яд. Организм обезвредить денатурирующее действие мгновенно не может. Какая-то часть необезвреженных молекул всегда будет атаковать организм. И когда это происходит на протяжении длительного времени, в организме «горят» клетки, и развиваются всевозможные осложнения. В большинстве случаев человек не может самостоятельно справиться с этими осложнениями – и ему требуется врачебная помощь.
Тенденция такова: запои становятся всё тяжелее и тяжелее. Минимум 50% людей, выходящих из запоя, находятся сегодня в критическом состоянии. Это значит, что в любой момент они могут погибнуть от развивавшихся осложнений.
Чётких критериев запоя нет, у каждого страдающего алкоголизмом они свои
Один человек ест вёдрами и тазами, другой – клюёт как журавль из кувшина. Наедается и один, и второй. Так и при алкоголизме. Нет никакой системы, определяющей, что трёхдневный запой – это ещё нормально, а двухнедельный – это уже плохо. За три дня человек может довести себя до критического состояния, а кому-то «повезёт» и через месяц выйти из него без помощи врачей. Всё зависит от того, насколько организм устойчив, крепок к токсическому воздействию.
Запои приурочены к микросоциуму
Мы все зависим от микросоциума. У нас даже пищевой обмен запрограммирован под него. Мы едим с той частотой, которую позволяет нам микросоциум, те продукты, которые в нем есть.
Запои также связаны с микросоциумом. У больного нарабатывается некая система, в которой определено – когда именно он может запить.
Водители пьют по пятницам, вахтовики – после смен и т.д. Социум в этом случае как спасательный круг – благодаря ему человек может в какой-то момент остановиться, самостоятельно выйти из запоя, продолжить работу.
А вот когда микросоциум «трескается», связь с ним теряется – развиваются критические ситуации. Человек пьёт до грубых нарушений в физическом состоянии, и медикам приходится спасать его жизнь.
«Пока вы в социуме – вы человек. Как только утратили социум – никто вашу болезнь уже остановить не сможет. Нет социума – на работу не нужно ходить, домой не нужно: и жить человек начинает только за счёт того, что пьёт», – объясняет Наталья Васильевна, озвучивая такое понятие как «смерть личности», не менее фатальное, чем физическая смерть.
Помощь при запоях нужна для того, чтобы человек остался жив
В большинстве случаев бригадам, выезжающим по вызовам, приходится спасать человеку жизнь. Больные находятся в критическом физическом состоянии: у них нарушена работа сердца, поджелудочной железы, возникают психические расстройства – тревоги, судороги, гипертонические кризы. После того, как психотропное действие алкоголя заканчивается, появляются мучительные боли и признаки похмелья.
При этом, «скорая помощь» такие вызовы может и не принять. Потому что, тяжёлые выходы из запоя сегодня встречаются очень часто – «скорых» на всех просто не хватит.
Сегодня есть один выход при запое – вызов врача на дом
Учитывая тяжесть состояния при выходе из запоя, лучший вариант для больного – это стационар. Разница между амбулаторной и стационарной помощью значительна: в больнице пациент находится под постоянным наблюдением врачей, проходит обследования и получает лечение.
Однако, к сожалению, у нас в городе стационаров для больных алкоголизмом практически нет. Поэтому помощь при выходе из запоя сегодня оказывают бригады, выезжающие к больному на дом.
Объявления «выведем из запоя» сегодня встречаются очень часто – однако, получить качественную помощь возможно не всегда. Дело в том, что врачи, работающие с такими больными, должны иметь специальное образование – анестезиолога реаниматолога.
Эксперт наркологической клиники «Сирена» делает акцент на том, что при выводе из запоя следует применять особую тактику лечения. Больного недостаточно просто «прокапать», как в случае с банальным отравлением.
Токсические вещества, которые образуются в организме во время запоя, не выводятся большим количеством жидкости. Наоборот, таким образом можно спровоцировать развитие психоза и судорожного синдрома. Здесь требуются совсем другие мероприятия, о которых медики, специально не обученные, могут и не знать.
«Я предупреждаю пациентов – с вызовом на дом нужно быть осторожнее. Посмотрите, сколько объявлений! В городе нет столько специалистов», – говорит Наталья Васильевна, добавляя, что с последствиями неправильного вывода из запоя специалисты клиники сталкиваются регулярно.
Практически в 100% случаев у таких больных разворачивается тяжелейший психоз, который несет серьёзную угрозу, как для самого пострадавшего, так и для его близких.
Врачи психиатры-наркологи и реаниматологи наркологической клиники «Сирена» выезжают к пациенту с полной укладкой для оказания медицинской помощи.
Для профилактики тяжёлых осложнений используются препараты, нормализующие работу всех органов и систем – сердца, сосудов, печени, поджелудочной и т.д. В составе укладки есть и противосудорожные, и психотропные, и многие другие препараты «на все случаи жизни».
Бригада уезжает от больного только после того, как все показатели нормализовались – как правило, для этого требуется несколько часов.
После вывода из запоя некоторые пациенты приходят в клинику «Сирена» лечиться от алкоголизма. Однако процент больных, признающих свою проблему, не слишком высок. Из 100 человек, по словам эксперта, лечиться после запоя приходят порядка 30.
Задача врача – наложить стандарты лечения наркологического больного на каждый отдельный случай. Кропотливая индивидуальная работа с пациентом всегда залог успеха в борьбе с зависимостью.
«Мы всегда работаем с пациентом «на потом». Не только здесь и сейчас, но и «завтра». Это – поддерживающее лечение для предотвращения возможного срыва и запоя на весь срок кодирования. Для наших пациентов поддерживающее лечение – бесплатно», – добавляет доктор Попкова.
Сегодня, по её словам, среди пациентов много женщин. Среди домашних выводов из запоя 30% – это вызовы к женщинам, и на лечение они приходят не реже, чем мужчины. При этом характер женского алкоголизма сегодня изменился – он стал протекать по мужскому типу. Применяя «мужские» методики лечения, врачи видят у женщин хороший результат, что также говорит в пользу своевременного обращения.