Ваш город:
Как помочь школьнику хорошо учиться и подготовиться к экзаменам?
Как помочь школьнику хорошо учиться и подготовиться к экзаменам?
Источник изображения: http://ru.freepik.com

Детская образовательная кинезиология: зона эффективности, комплекс кинезиологических упражнений

В интернете можно прочесть: «Образовательная кинезиология – методика, которая помогает детям успешно осваивать школьную программу …» плюс описание забавных физических упражнений. Хочется спросить: «И это всё?!». О том, есть ли в самом деле методика, позволяющая из двоечника сделать успевающего ученика, и как она работает, мы спросили у Елены Шадриной, педагога-психолога, кинезиолога.

личный архив Е. Шадриной

– Что такое «кинезиология»?

– Кинезиология относится к телесно ориентированной психотерапии. Если проще, то это наука, изучающая связь нашего движения с мозгом.  («Кинезис» – движение, «логос» – наука).  Еще проще, кинезиология – наука о движении.

– Можно поподробнее?

– Кинезиология построена на мышечном тесте, который определяет реакцию организма на внешние воздействия.  Проводится он так: клиент (мы говорим о детской образовательной кинезиологии, значит, ребёнок) вытягивает руки вперёд. Специалист-кинезиолог задаёт ему вопрос, ребёнок отвечает. Специалист легко надавливает на руки. Если ответ правдив, то мышцы рук остаются сильными, руки сопротивляются, остаются вытянутыми. Если же ответ не соответствует истинным мыслям ребенка, его отношению к проблеме, и так далее, – то мышцы ослабевают, и от небольшого давления руки опускаются.

– Замена детектора лжи? Задача теста – поймать ребёнка на вранье? Зачем? Какое это имеет отношение к хорошей учёбе и стрессоустойчивости в процессе экзаменов?

– Я рассказываю о кинезиологии в целом, чтобы вам было проще понять, как кинезиологические упражнения помогают детям учиться легко и с удовольствием.  Конечно, тест не «ловит на вранье».

Часто человек не может осознать свое истинное отношение к проблеме. В этом отношении кинезиология эффективнее традиционной психологии.

Иногда за один сеанс с кинезиологом удаётся понять и даже решить проблему, на что при беседе с психологом может потребоваться пять и более встреч. Говорю об этом со всей убеждённостью, так как моё первое образование как раз педагог-психолог.

http://ru.freepik.com

– Проблема решается, как обычно, «в уме» или на эмоциональном уровне»? Или в её решении участвует тело (хотя последнее звучит, признаюсь, странно)?

– В том-то и дело, что проблема и обнаруживается, и решается, благодаря реакциям тела, человек может не сообщать какие-то подробности, о которых он хочет умолчать. Необязательно, например, произносить вслух травмирующие воспоминания. 

Кинезиолог «ведёт разговор» с телом клиента, оно не скажет неправду.  Кинезиология меня этим и покорила.


Иногда человек стереотипно реагирует на какие-то ситуации, сам не понимая, почему. «Знаю, что сделал плохо, а как так вышло – не могу сказать». Часто такое поведение – следствие ранних детских травм. Это правда, что «все мы родом из детства». Когда на телесном уровне снимаются блоки, «запомнившие» какие-то эмоции, то в мозге человека формируются новые нейронные связи.  И стереотипные реакции более не повторяются. Иногда для этого достаточно ребёнку ушки помассировать, или определённые точки на теле растереть.

– Кинезиология научно подтверждается?

– Да, изучением связи движений с деятельностью мозга занимаются нейропсихологии, психофизиологии. Есть труды по этой теме знаменитого учёного, основателя российской школы нейропсихологии Александра Романовича Лурии. Образовательную кинезиологию, о которой мы с вами говорим, ещё называют «умной гимнастикой», разработали американские учёные доктор философии Пол Дениссон и его жена Гейл.

Они открыли влияние простых физических движений на развитие и обучение детей и взрослых. Комплекс упражнений, который они предлагают, развивает межполушарное взаимодействие и межполушарную специализацию. Известно, что правое полушарие отвечает за творческие способности, творческую деятельность. Левое – за аналитическое мышление, способность запоминать, воспринимать аудиоинформацию и так далее.

– Что происходит с человеком, когда он выполняет простые движения в течение короткого времени, и вдруг учиться ему становится легко и приятно? А раньше – то математика не решается, то английский не заучивается, то пишет ребенок с ошибками в каждом слове?

– Кинезиологические комплексы упражнений направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга. Это позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Можно подобрать индивидуально упражнения под задачу, с которой пришёл клиент.

Есть специальный комплекс для облегчения проблем с математикой. Есть комплексы для русского языка, для чтения, для освоения иностранного языка и так далее.


Комплексы занимают максимум 10 минут, упражнения можно проводить перед соответствующим уроком. Дети выполняют их с радостью. Это важно. Для того, чтобы упражнения привели к желанному результату, нужна мотивация и регулярность занятий. У кого-то упражнения начинают действовать через 10 дней, а кому-то требуется 2–3 месяца для заметных улучшений в учебе.

– То есть, можно найти в интернете комплекс и выполнять его? Упражнения просты, вы всё время об этом говорите.

– В интернете сведения, как правило, разрозненные. Лучше все же обратиться к специалисту. Специалист может посоветовать комплекс, который можно выполнять дома или в классе. Этот комплекс поможет справиться с учебным стрессом, облегчить процесс понимания и запоминания нового материала, сформирует позитивное отношение к происходящим в жизни событиям.

http://ru.freepik.com

Комплекс кинезиологических упражнений «Ритмирование» от Елены Шадриной

1. Начинаем с того, что выпиваем немного воды. 

Столько, сколько хочется, – хотя бы глоток, если ребёнок не любит пить. Обыкновенная вода, комнатной температуры, должна стоять возле ребенка, когда он занимается. Вода – отличный проводник. Она ускоряет метаболические процессы, влияет на связи между нейронами правого и левого полушария.
Вода обязательно должна быть пресной.

2. «Шаги на перекрестке». 

Секунд 30 – минуту мы шагаем на месте, каждый раз касаясь кистью или локтем коленки противоположной ноги. Это упражнение похоже на танец. Дети проделывают его с удовольствием. Перекрёстные движения развивают мозолистое тело между правым и левым полушариями, что намного ускоряет процесс обработки информации нашим мозгом. Ребенок и взрослый легче принимают и продуктивнее используют полученные знания.

3. «Кнопки мозга».  

Ещё они называются «кнопки ясности ума». Нащупываем впадины под ключицами. На одну впадину помещаем большой палец. На другую – сложенные вместе указательный и средний. Недолго массируем точки, они могут быть немного болезненны. Вторую руку при этом кладём на пупок. Затем проделываем то же, сменив руки. Совсем маленьким ребятишкам можно просто растереть под ключицами.  Обращу ваше внимание: как часто мы сами растираем себе область под ключицами в течение дня, неосознанно. Тело подсказывает нам, что ему требуется. Это упражнение помогает насытить мозг кислородом. В результате мы лучше воспринимаем информацию, легче находим решение трудных задач, делаем правильный выбор.

4. Следующее упражнение задействует всё тело, влияет на позитивность мышления, улучшает связь «рука – мозг», что важно при исправлении с дисграфии.

Малышам достаточно просто положить четыре пальчика на лоб с каждой стороны головы и подержать недолго. Негативные мысли рассеются, может пройти головная боль. Для детей постарше или взрослых усложним упражнение. Вытягиваем руки вперёд, тыльной стороной наружу, большие пальцы при этом находятся внизу, соединяем кисти в замок, выворачиваем его, подводим к груди. Скрещиваем ноги (упражнение можно делать сидя или стоя). Взгляд вперёд и вверх.

Ещё чуть усложним: медленно «следим глазами за радугой». «Рисуем глазами» дугу справа налево и слева направо.  Язык в это время прижат к верхнему небу. Дыхание через нос. Самый сложный вариант: проделываем все это с закрытыми глазами. Если нарушена крупная моторика, кстати, напрямую связанная с дисграфией, то при выполнении этого упражнения с закрытыми глазами ребёнка будет шатать.

5. Последнее упражнение – «домик». 

Встаём, ноги на ширине плеч. Обе ладони впереди себя соединяем «пальчик к пальчику». Смотрим вниз и вперед. Вдох носом. Язык прижат к верхнему небу. Выдох через рот. Упражнение снимает стресс, интегрирует полушария, способствует осознанности мышления.

Завершаем комплекс массажем ушей. Сначала сверху вниз, оттягивая немного назад, потом потрем мочку уха и расправим ушную раковину. Обращайте внимания, чтобы дети не заворачивали уши вперёд. На уровне подсознания, они, таким образом, блокируют восприятие информации, «ничего не слышу». 


Автор статьи: Елена Климова

Рейтинг:
4 оценки

« Вернуться к списку

Оценить материал

Комментарии 0
Подписаться на комментарии
Добавить комментарий