18+

Марина Кучеренко

Может ли приёмная мама стать настоящей? Интервью с экспертом Школы приёмных родителей

Приёмное родительство: эксперт рассказала, как меняется отношение общества и государства

Может ли приёмная мама стать настоящей? Интервью с экспертом Школы приёмных родителей
Источник изображения: Солнечный город

В последнее воскресенье ноября традиционно отмечается День матери. Как известно, мать – это не только та женщина, которая родила ребёнка, но и та, которая приняла и воспитала чужого. Приёмные родители – люди, которые способны сыграть судьбоносную роль в жизни ребёнка, обеспечивая самым ценным – семьёй.

О том, как решиться взять ребёнка из детского дома, к чему нужно быть готовым, и может ли приёмная мать стать настоящей, мы побеседовали с Екатериной Андреенковой, куратором Школы приёмных родителей, куратором проекта жизнеустройства детей благотворительного фонда «Солнечный город».

– Распространённость приёмного родительства растёт сегодня или наоборот?

– Усыновителей становится больше, потому что растёт число пар, которые по каким-либо причинам не могут иметь детей – в частности, по медицинским показаниям. И такие пары перепробовали разные варианты добиться беременности – и через ЭКО, и кто-то уже на суррогатное материнство решился, но что-то идёт «не так». Процент таких случаев возрастает: с чем это связано – причины тут разные.

– А как меняется отношение общества, государства к приёмному родительству?

– У людей меняются стереотипы – это хорошо. Если раньше к ребёнку-отказнику отношение было пренебрежительное, то сейчас всё по-другому: приёмные родители учатся, они понимают проблематику, что ребёнку трудно в детском доме – и готовы помочь, оказать поддержку. Идут на осознанный шаг, зная, сколько у ребёнка пережитого, и сколько нужно в него вкладываться – а многие ведь дети с заболеваниями, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью.

Но вот в учебных организациях, школах, ещё сохраняется устаревшее восприятие. Поражает в наше современное время отношение к приёмному ребёнку, потому что негативные стереотипы поддерживаются не только ровесниками, но и взрослыми. Я бы акцент сделала на обучении учителей, администрации школ взаимодействию с приёмными детьми.

В поддержке государства изменения есть: приёмным семьям предоставляются льготы, обучение, организуются сообщества, где люди общаются, поддерживают друг друга. Всё это даёт чувство безопасности приёмным родителям. Службы сопровождения есть в районах, городах, психологические, юридические консультации.

– В феврале в фонде «Солнечный город» открылась Школа приёмных родителей (ШПР). Кто приходит к вам обучаться?

– Мы обучаем тех, кто планирует усыновление, хочет стать приёмным родителем, берёт под опеку своих внуков, родственников. Во всех этих категориях есть люди, которые приходят с неуверенностью: а смогу ли я? Мы затрагиваем такие темы, как тайна усыновления, ресурсы приёмной семьи – это и финансовые возможности, и психологическая поддержка со стороны близких, рассказываем о возрастных кризисах и подростковом периоде, об общении с кровными родственниками, о различных психиатрических нарушениях. В общем, освещаем актуальные вопросы, чтобы кандидат понял – насколько он готов и с чем может столкнуться.

– Есть такие, кто в процессе обучения в ШПР поменяли решение: пришли с одним мнением, а ушли с другим?

– Кейсов очень много. Например, были кандидаты – пара, более 15 лет в официальном браке, но по медицинским показаниям не имеющие возможности иметь детей. Супруга 10 лет уговаривала мужа решиться на усыновление – и вот настал момент, когда он согласился прийти в Школу. На занятиях скептически ко всему относился, но прислушивался к специалистам, когда они рассказывали про опыт приёмных семей. К концу обучения сказал: «Хорошо, мы попробуем, но не факт – я переживаю, что не смогу испытывать отцовских чувств к чужому ребёнку». Спустя какой-то период времени, они наконец-то находят девочку. В процессе общения – а мы всегда сохраняем связь с нашими учениками после обучения, поддерживаем их – приёмная мама поделилась, что супруг вообще от дочери не отходит, он даже не даёт никому её подержать, говорит «почему я раньше не согласился на это».

Мы можем осуждать матерей, которые отказываются от своих детей. Но мне кажется, что это судьбоносная какая-то история, когда для таких усыновителей рождаются детки – когда они не имеют возможности иметь своих детей и берут чужих, и впоследствии этот ребёнок становится своим – родным.

В последнем наборе была пара, где мужчина с порога заявил: «Я всё знаю, я жил в большой семье». Потом смотрю, на втором, третьем занятии – у него интерес просыпается, больше вопросов задаёт. А когда я вручала ему свидетельство, он сказал: «Я пришёл мальчишкой, а ухожу мужчиной – у меня всё поменялось в голове».

Многие взрослые приходят со своими травмами детства, и, если своевременно их не проработать, это всплывёт в процессе воспитания, наслоится на травму приёмного ребенка, а в результате – отказ, вторичное сиротство по причине «не нашли общий язык».

– Что может служить профилактикой неуспешных случаев: ведь «теория», в любом случае, будет отличаться от «практики»?

– После обучения мы проводим с кандидатами психологическое собеседование, сейчас даже стали практиковать выездной формат, встречу со всеми членами семьи, чтобы знать мнение не только того человека, который сказал «я хочу», а всех, кто будет входить в окружение ребёнка. Мы выдаём заключение рекомендательного характера. Обсуждаем возможные риски и неблагоприятные факторы семьи. И при их наличии обговариваем с кандидатом, что, возможно, нужно отсрочить решение, чтобы проработать проблемы, которые есть в семье, все «несогласованности».

Я стараюсь снимать с членов семей «розовые очки»: всё не так просто, как кажется, и нужно быть к этому готовым. Готовы вы взять ребёнка с ВИЧ? Ведь, если изучить углублённо данное инфекционное заболевание, можно понять, что это не страшно. Готовы вы взять ребёнка с задержкой психического развития? Важно осознавать свой ресурс – с чем я могу справиться, а с чем не могу, не переоценивать свои возможности.

Недавно мы размещали историю Никиты с ихтиозом. У него большой спектр заболеваний, с которыми нужно работать. Было много кандидатов, но, когда они узнавали о его особенностях здоровья, говорили «мы не готовы». Но нашлась семья, которая сказала «мы сможем». У них младшая девочка родилась со сложными патологиями – они её выходили, восстановили. И эта пара забрала Никитку – и как мальчик расцвёл! Интеллектуально он потрясающий ребёнок, в него главное было вложиться. И эта семья вложилась: и в плане медицины, и душевно.

Сложности бывают. Когда у ребёнка начинается кризис, перестройка режима, бессонные ночи. И от неопытности мамочки чувствуют себя неуверенно, переживают. Многие говорят: «Я чувствую себя виноватой, может, я ей что-то не додаю, я не её родная мать». А почему ты не можешь быть ей матерью? Мать не та, кто родила, а та, кто вкладывается, воспитывает – в тебе всё это есть.

Мы сопровождаем приёмных родителей на всех этапах. После обучения продолжаем взаимодействовать с выпускниками, помогаем в поиске ребёнка. Наша работа направлена на поддержку приёмных семей: мы предоставляем и психологическую, и юридическую помощь, проводим консультации, организуем мероприятия в фонде. На первоначальном этапе необходимо обязательно поддерживать: рассказывать – что, где, как.

Людям, которые к нам приходят, мы советуем пройти психологическое собеседование. Оно не предусмотрено законом в обязательном порядке, но мы рекомендуем. У людей, которые только делают первый шаг к приёмному родительству, есть прекрасная возможность бесплатно проконсультироваться у психолога, увидеть какие-то моменты, которые могут стать камнем преткновения, психолог поможет сориентироваться по поводу возраста ребёнка и другим вопросам.

– Стать настоящей матерью для приёмного ребенка – в чём сложность этого пути?

– На своей практике я убедилась, что многое зависит от личностных особенностей кандидата – потому что к приёмному родительству приходят по разным причинам. Бывает, что человек хочет реализовать свой родительский потенциал, но не имеет возможности – по медицинским показаниям или из-за несостоявшихся отношений. Есть мамочки, которые не то, чтобы реализуют себя как мать, а как наставник больше – им хочется передать свой опыт, повзаимодействовать с ребёнком. У некоторых чувства материнства не возникает – есть чувство долга по поводу создания для отказника безопасных условий, возможности находиться в семье.

Когда я обучаю кандидатов в Школе приёмных родителей, я уточняю: при знакомстве с ребёнком для того, чтобы сложились взаимоотношения, у вас должно «откликнуться внутри». Не только «я смогу это сделать, я смогу скорректировать его дефекты и психотравмы», но и эмоциональная связь должна возникнуть. Если внутри не отзывается, если тёплого чувства к ребёнку не возникает, тогда, к сожалению, это приведёт либо к расставанию в дальнейшем, либо отношения зафиксируются не как «мама и ребёнок», а как наставничество.

– Эмоциональная связь важна для того, чтобы стать «стопроцентной» матерью для приёмного ребёнка – а что ещё?

– Стопроцентно стать матерью для приёмного ребенка вы не можете: у него всё равно есть образ биологической матери, свой опыт за плечами, который никак из жизни не вычеркнуть. Здесь многое зависит от возраста: если берёшь совсем маленького – он свою маму не видел, не помнит, а эмоциональная взаимосвязь между мамой и малышом формируется до года, и тогда эмоциональная близость возникает «с нуля». Когда вы берёте уже повзрослевшего ребёнка, то тут нужно быть готовой к тому, что «стопроцентной» матерью вы не станете, тем более, если у него в памяти сохранилась его семья.

Стать настоящей матерью приёмному ребёнку – это сложный путь, который требует вложений, поэтому важно пройти подготовку и не спешить с решением.

Напомним, Благотворительный фонд «Солнечный город» был создан в 2007 году учредителями компании NL International. На сегодняшний день фонд существует как самостоятельная организация, а компания NL остаётся его стратегическим партнёром. В настоящее время более 11 тысяч партнёров компании регулярно поддерживают проекты фонда.

NL

Компания NL International – крупнейший производитель продуктов для поддержания и укрепления здоровья, красоты и ухода за домом. На каждой упаковке любого продукта можно увидеть логотип «Солнечного города», поскольку часть средств от продажи перечисляется на поддержку благотворительных проектов. Одна из последних новинок компании – детская линейка, в которую вошли детская косметика, детские БАД, аксессуары и игры для детей.

В 2024 году компания NL International и благотворительный фонд «Солнечный город» в очередной раз стали лауреатами премии «Лучшие социальные проекты России» за проект «Создаём счастливое детство в России» в категории «Благотворительность».


Реклама. ООО "НЛ Континент", ОГРН: 1085401005139, 630099, г. Новосибирск, ул. Ядринцевская, д. 53/1, офис 1015, www.ng.nlstar.com



Самое интересное – в наших официальных каналах: ВК, Telegram, Дзен

Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 0
Подписаться на комментарии
Добавить комментарий
Читайте также