18+

Елена Климова

9

Раннее изучение иностранного языка: мнение психолога

С какого возраста рекомендуется заниматься с детьми изучением иностранного языка, и как это отразится на ребёнке?

Раннее изучение иностранного языка: мнение психолога
Источник изображения: личный архив Светланы Наумовой

Сегодня в языковые школы детишек отдают часто раньше, чем в детский сад. Малыш ещё с трудом выражает свои мысли на родном языке, а с ним начинают учить иностранный. Полезно или вредно раннее изучение языка? Какие здесь есть нюансы? На вопросы портала Sibmeda.ru ответила детский и семейный психолог, клинический психолог Светлана Наумова.

– Существуют ли общие рекомендации по обучению детей иностранному языку? Когда начинать? По какой методике?

– Самое лучшее время для изучения языка, по данным нейрофизиологии и наблюдениям психологов, – от рождения до двух-трёх лет. Мозг маленького ребенка настроен на восприятие мира, он слышит, впитывает и легко «присваивает» языки, на которых общаются в семье.  В межнациональных браках, в семьях двуязычных родителей дети начинают говорить на обоих языках, не путают их, а без запинок переходят в общении с одного языка на другой. Ребёнок в этом возрасте живет «без цензуры». Он не обременён языковыми барьерами, страхом: «А правильно ли я скажу?». Он естественно пополняет свой словарный запас и усваивает простые языковые конструкты каждого языка. В возрасте 4–5 лет обучение языку ведется уже через игровые техники, которые адаптированы к возрасту ученика.

ru.freepik.com 

– Полезно ли это? Впереди еще столько лет учёбы – школа, колледж, институт. Может, не стоит нагружать 5-летнего ребёнка обучением, даже и в игровой форме?

– Занятия языком полезны в процессе жизни ребенка (и взрослого!) любого возраста. Психологи обнаружили: ребёнок, который изучает чужой язык, становится открытым и гибким в общении. Легко пристраивается к меняющейся реальности. Иногда только занятия иностранным языком способны смягчить замкнутость ребенка, разрушить барьеры, которые он выстраивает между собой и детским коллективом. Это приводит к освобождению от комплексов «я – и другой», «я – и мир вокруг». Открытость миру – востребованное сегодня качество.

– Наверное, того же эффекта можно достичь, просто привлекая ребенка к играм и общению?

– У детей, которые изучают языки, расширяется восприятие мира. Когда человек знает один язык, то его мышление и восприятие реальности можно назвать словом «туннельное». Каждый дополнительный язык протаптывает тропинку рядом.

Например, в разных языках разное восприятие цветов. В японском языке нет зелёного цвета. Зелёный для них – оттенок голубого. В России и Таиланде у радуги 7 цветов. В Австралии, Америке и некоторых европейских странах – шесть. В романских языках голубой – это светло-синий, то есть, не основной.  

 

У чукчей в языке много наименований для белого цвета, поскольку они живут в окружении снегов и отлично различают оттенки белизны. В английском языке (морская держава) больше, чем в других языках, оттенков синего. И так далее. Мозг устроен так: если есть название цвета, то он его различает. Происходит расширение рамок. Мышление становится объемным.

В 2017 году исполнилось 130 лет искусственному языку эсперанто. Его изобрёл польский врач-окулист и лингвист Лазарь Заменгоф в надежде, что эсперанто объединит мир. Язык эсперанто не связан с каким-либо государством или нацией, в нем 2 падежа и 4 времени глагола. Чтобы овладеть эсперанто, нужно, по наблюдениям ученых, 150 часов занятий. Для сравнения – немецкий язык потребует 2000 часов, английский – 1500. На языке эсперанто в мире разговаривают от 100 тысяч до 10 млн человек. А всего на земном шаре более 7, 5 млрд жителей. И около 7 тысяч языков.  Для знакомства с миром, с чужими странами и культурами одного эсперанто недостаточно. Даже в обиходе выражение «мы говорим на одном языке» означает – мы понимаем друг друга.


– От чего зависит лёгкость в овладении иностранным языком?

– От того, насколько рано начали изучать язык. Конечно, есть и физиологическая склонность. Но чаще проблемы в изучении языка вызывают психологические причины: отрицательный опыт, неуверенность в себе, комплекс принятия другого. Все это у ребёнка накапливается в возрасте старше трёх лет. Чем он младше, тем легче этот негативный мешающий барьер перескочить. И тогда для ребёнка звуки чужой речи будут звучать естественно. На новое человек реагирует защитой. А если ребёнок слышал иностранную речь раньше, барьера нет. Зато есть интерес: а что же дальше? Интерес к миру, к другой культуре.

– Дизлексии, дизграфии – эти нарушения сегодня, по моим наблюдениям преподавателя, встречаются чаще, чем лет 10 назад. Есть ли возможность помочь тем детям, которые и со своим родным языком не могут справиться, а мы им ещё иностранный предложим?

– Эти нарушения поддаются коррекции с помощью простых упражнений. Я говорю про обучающую кинезиологию. Кинезиология – разновидность телесно-ориентированной терапии, движения в кинезиологии направлены на активацию определенных зон коры головного мозга. В образовательной кинезиологии гимнастика мозга американского учёного Пола Дениссона (комплекс упражнений Вrаin gym*) используется как для коррекции нарушений, так и для развития познавательных процессов в целом.

ru.freepik.com 

– В чём причина дизграфии и подобных нарушений?

– Они бывают врождёнными или возникают на фоне стресса.  Воздействие стресса закрепляется на разных анализаторах. Учитель регулярно говорит ребёнку: «Ты что, не слышишь, как я говорю?» – и он, в самом деле, перестаёт воспринимать информацию на слух, а пишет правильно. Или, наоборот, после слов: «Все уже это предложение правильно написали, а ты не можешь!» – ребёнок перестает видеть свои ошибки при письме, хотя знает правила.  Через кинезиологический тест специалист выявит, какой стресс вызвал у ребенка проблемы в обучении и составит комплекс для их коррекции.

– Что скажете по поводу изучения нескольких языков? Лучше один хорошо освоить, потом, если интерес у ребенка сохранится, добавить к нему второй, или сразу погрузиться в несколько?

– Если знание языка нужно для учёбы или работы, то человек, естественно, выбирает один язык.  Но, если есть желание – смело можно позволить себе прикоснуться к другому языку, получить от этого удовольствие. Не только к европейскому. Познакомьтесь с иероглифическим письмом или с теми языками, где строки пишутся справа налево, попробуйте сказать хотя бы простые фразы на языках, где смысл сказанного завит от интонации, и так далее. 

Всё вышеперечисленное в сочетании с Вrаin gym* связано с нейрофизиологией мозга и благотворно воздействует на развитие познавательных функций. Когда мы изучаем язык, мы расширяем границы привычного восприятия мира. И, таким образом, у нас расширяются личностные возможности реализации себя в этом мире.

Новосибирские школы и гимназии с углублённым изучением иностранного языка:

Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия №10,

МБОУ гимназия № 16 «Французская»,

МБОУ средняя образовательная школа № 96 с углубленным изучением английского языка (Дзержинский район Новосибирска»,

МБОУ Кольцовская средняя школа № 5 с углубленным изучением английского языка (Кольцово),

МБОУ гимназия №15 «Содружество»,

МБОУ гимназия № 14 «Университетская»

 

*Брейн джим





Самое интересное – в наших официальных каналах: ВК, Telegram, Дзен

Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 2
Подписаться на комментарии
Bruns
Кто бы мне 40-летнему дураку объяснил, что это такое - "открытость миру"?
Бобяшка
Что за глупый вопрос! Это значит брать от жизни все, все пробововать интересоваться, жить активной жизьнью , наслаждаться миром!
Добавить комментарий
Читайте также