Для выпускников девятых и одиннадцатых классов приближается время ОГЭ и ЕГЭ. По поводу проведения государственных экзаменов ходит множество «страшилок», пугающих как детей, так и их родителей. Чтобы снизить тревожность, Рособрнадзор запустил Всероссийскую акцию «Единый день сдачи ЕГЭ родителями».
Согласно идее, родители, пройдя процедуру единого государственного экзамена, начнут меньше волноваться и успокоят детей. Новосибирские родители выпускников также приняли участие в эксперименте, в их число вошла и психолог Светлана Кравченко, мама 17-летней Кати. Достиг ли эксперимент цели? Как оценили родители личный опыт сдачи ЕГЭ? Стали ли они меньше волноваться? Своими впечатлениями Светлана поделилась с порталом Sibmeda.ru.
– Светлана, условия проведения ЕГЭ для родителей были достоверно созданы? Как всё происходило?
– В Новосибирске площадкой для проекта стала первая гимназия. Для родителей создали полностью все те же условия, как и для детей, максимально приближенные к реальным: мы проходили через металлоискатель, сдавали вещи, сотовые телефоны, с паспортов нужно было снять обложку и так далее.
Получив лист регистрации у администратора на первом этаже, родителей пригласили в разные кабинеты. Назвали мою фамилию и сказали – «к номеру семь». Я подошла к соответствующему куратору, он мне объявил: «Ваш кабинет 203». Из нашей школы было двое родителей, мы даже на разные этажи попали. Пришли в кабинет, там ещё раз сверили, со своим ли я паспортом. Как и на настоящем ЕГЭ, дежурили медицинские работники.
– Как родители были настроены? Оптимистично?
– Обстановка была тяжёлая. Были родители, которые начинали скандалить на этапе «сдайте сумки, вещи».
Я не думаю, что проблема была в вещах, это просто какой-то общий невроз сказывался. Хотя мы взрослые люди и понимали, что на самом деле никакой ответственности на нас нет. Ну, только, если вдруг не сдадим, то надо будет детям как-то объяснить.
– Наверное, вы уже были готовы к такой процедуре, на собраниях же учителя всё подробно рассказывают.
– Что меня удивило? Сдали телефоны, паспорт – это понятно. Но нам, родителям, на собраниях говорили, что можно дать ребёнку шоколадку, бутылку воды. Оказалось, что и этого нельзя – потому что в обёртку шоколадки ты можешь положить шпаргалки, а на бутылке воды можешь с другой стороны этикетки что-то написать. С собой можно только пластиковый стакан, белый прозрачный, а там в кулере тебе нальют воду.
– А сами задания оказались сложными?
– Сами задания сложными не были вообще. Я сдавала русский язык. Сколько бы лет не прошло с момента окончания школы, забыть элементарные правила просто невозможно. Однако я сдала на очень средний балл, потому что написала самый дорогой по баллам блок – свободную форму сочинения –не в том поле. И за него поставили «0».
Дают три-четыре листа формата А4 с заданиями и порядка восьми листов бланков. Для меня было очень тяжело заполнять эти бланки. Мне непонятно, например, почему нельзя пропечатать все эти коды – шести- семизначные. Цифры в глазах плывут.
Понятно, это была вынужденная мера: всё унифицировано, компьютер проверяет, удобно, бюджет экономится. Подумали обо всех, кроме детей, в этот момент.
У меня, как у человека гуманитарной профессии, всегда были огромные сложности с цифрами. В бланках всё размещено по колонкам: номер вопроса, номер ответа, какие-то комментарии. Я понимаю, что детей к этому готовят с технической стороны. Например, если нужно выбрать номера определённых предложений, то писать эти номера нужно без запятой и пробелов. Если ты написал цифры с запятыми или сделал пробел, то компьютер это не «прочитает».
Нам этих нюансов не объясняли. Просто я как-то на собрании слышала об этих правилах.
– Как отнеслись дети к участию родителей в эксперименте?
– Дети у всех дома ждали с нескрываемым интересом. Я по-прежнему считаю, что совсем не сдать ЕГЭ – это сложно. Успокоить хотелось бы всех. Даже написав не в то поле сочинение, я получила гораздо больше баллов, чем нужно для получения аттестата.
– Как считаете, почему вокруг ЕГЭ каждый год столько страстей?
– Лично у меня к ЕГЭ много вопросов. Задания – это самое лёгкое из всех составляющих ЕГЭ. Когда у нас на собрании в школе выступали медики, то говорили, что очень многим детям становится плохо накануне или во время экзамена.
Как психолог, считаю, что это из-за того чувства ответственности, которое мы взрослые – и родители, и педагоги – возложили на ребёнка: если плохо сдашь, то всех нас подведёшь.
Не секрет, что очень много самоубийств среди подростков. Этот возраст и так с точки зрения психологии самым опасным считается – и первая любовь, и первое разочарование. И так всё в накале страстей. И никогда не знаешь, что станет последней каплей. Часто этой каплей становится гонка за баллами ЕГЭ.
Драматизация от этого и идёт. Когда мы пришли на первое собрание с медицинскими работниками, то у нас все дети и родители были здоровы. А после собрания у части началась психосоматика, потому что нам в таких подробностях рассказали – например, что от волнения может начать тошнить, тогда можно сделать то-то…Конечно, нас затошнило. Возможно, и надо это детям знать. Я не уверена. Мне кажется, не надо.
– Что можете порекомендовать родителям выпускников, которым предстоит вместе с детьми пережить период ЕГЭ?
– Родителям хотелось бы порекомендовать накануне ЕГЭ лишний раз говорить детям о том, что мы их любим не за их результаты. У детей есть страх, что они не наберут нужное количество баллов для поступления на бюджет. Здесь уже зависит от настроя родителей.
Если ребёнок знает, что никакой трагедии не случится, если он не наберёт такое-то количество баллов – родители не перестанут его любить, он не станет изгоем в семье – то он совсем с другим настроем придёт на ЕГЭ.
И будет гораздо больше шансов, что он напишет экзамен хорошо, когда с него эта часть ответственности будет снята. Ребёнок тогда сможет полностью сосредоточится на задании, не будет тяготиться другими мыслями.
Также важно побольше давать ребёнку отдыхать. Накануне обязательно нужно лечь пораньше спать, не сидеть до трёх часов ночи, потому что организм находится в стрессовой ситуации, у него ресурсы и так истощены. Рекомендуется последний день перед экзаменами провести на воздухе, отдохнуть, пообщаться с семьёй.
– Есть какие-нибудь психологические приёмы, чтобы успокоиться?
– Для родителей можно порекомендовать такой приём – доведение ситуации до абсурда. Он применим в любой ситуации, когда ты чего-то боишься. Например, я как родитель боюсь, что ребёнок не сдаст экзамен. Представим: он не сдал экзамен – и что случится? Не поступит в институт, в который собирался. Не поступит в этот институт – и что? Никогда не получит высшее образование – и что? Девочка выучится на бровиста, мальчик пойдёт в армию, и что случится? Тебе будет стыдно смотреть в глаза родственникам? Так это твоя проблема, ребёнок тут вообще ни при чём. Не надо перекладывать свои проблемы и ожидания на ребёнка. Он сделал, что мог в этой ситуации.
Мир не перестанет существовать, перспективы для ребёнка не закроются. Я знаю много людей, которые получали высшее образование и в 28 лет, в 35 лет, поступали в вузы и учились заочно. Родителям не нужно драматизировать по этому поводу.
Сейчас столько разных опасностей окружает наших детей. Что, по сравнению с ними, риск, что ребёнок не наберёт нужное количество баллов для поступления на бюджет в вуз?
Я как родитель готова к ситуации, что на бюджет моя дочь не попадёт в тот вуз, который хочет. Я понимаю, как мало у нас бюджетных мест, и как всем хочется на них попасть. Попадёт – прекрасно, не попадёт – это действительно сложно. Мы поступали в других условиях, не сдавали ЕГЭ. Я могу представить, как сейчас это всё тяжело, и я не знаю, смогла бы я набрать баллы, хотя я отличница. Здесь нужны не только знания, здесь нужна техника, глобальный тип мышления.
– А детям как можно помочь?
– Дети с тонкой душевной организацией нуждаются в подбадривании, эмоциональной подпитке: «ты знаешь, ты сможешь, у тебя всё получится». Спокойствие – залог успеха.
В 9-м классе мы, родители, писали детям письма в закрытом конверте. Это была разработка нашей учительницы. Мы написали письма и дали их детям ровно перед кабинетом, где они сдавали ГИА. И там было написано, как мы их любим, каждый писал какие-то свои слова. И ребёнку, который сейчас стоит перед кабинетом и волнуется, очень важно взять этот конверт и прочитать: «мы в тебя верим, мы знаем, что ты сможешь, мы всё равно тебя любим» – это очень важно!