В последние годы всё больше людей выбирают для себя здоровый образ жизни, неотъемлемой частью которого выступает питание. «Мы есть то, что мы едим» – это выражение, принадлежащее Гиппократу, приобретает с развитием науки о питании возрастающую актуальность.
О том, как менялась система питания людей и почему возник запрос на появление биологически активных добавок и обогащённых продуктов питания, рассказал Сергей Чудаков, к.м.н., семейный врач, соруководитель федерального проекта #ЗдоровьеЗдоровых, руководитель профессионального сообщества практик превентивной медицины Агентства стратегических инициатив, руководитель проектного офиса направления «превентивная медицина» Национальной технологической инициативы.
Ухудшение качества питания: «незаметно, но неуклонно»
Как рассказал эксперт, необходимость использования биологически активных добавок стала вынужденной мерой в ответ на ухудшение качества питания.
«Это произошло незаметно, но неуклонно. Началом этого процесса можно считать 20-е годы 20-го века, когда население мира стремительно стало увеличиваться, появилось большое количество скоплений людей вокруг промышленных центров и – насущная необходимость удовлетворения их потребности в еде», – поделился Сергей Юрьевич.
Причём, отметил он, предпосылки для этого нарастали уже в предыдущие несколько веков. Дело в том, что к началу 18-го века население Земли составляло 900 млн человек, а в нынешний период времени приблизилось к 8 млрд, то есть население увеличилось практически в 10 раз.
Таким образом, каждая страна встала перед необходимостью обеспечить население продовольствием, причём, эта потребность удовлетворения ежедневных запросов на еду совпала с ещё одним важным фактором – бурным развитием в 20-м веке химической промышленности.
В итоге решение этой проблемы было возложено на плечи химиков – так появилось интенсивное сельское хозяйство.
Нужно понимать, что большое количество еды – это специальные методы ведения сельского хозяйства, которые сочетают в себе интенсификацию и использование большого количества химических веществ как для стимуляции роста, так и для защиты от различных вредителей.
«Это сыграло драматичную роль, отразившуюся на качестве еды. Качество еды за последние 100 лет ухудшилось, в среднем, вдвое. Что имеется в виду? Ухудшилась нутриентная плотность еды. Внешний вид, за редким исключением, как правило, не меняется, но анализ её нутриентной плотности показывает среднее падение в 2 раза по всем основным веществам», – отмечает учёный.
Не только витамины
Для того, чтобы нивелировать последствия сложившейся ситуации для здоровья населения, примерно до начала второй мировой войны начались попытки решения этой задачи путём производства специализированных продуктов, которые восполняли бы дефициты в тех или иных нутриентах.
«Таким образом, появилась целая отрасль, связанная с производством витаминов, которая бурное развитие приобрела после завершения второй мировой войны. Этому способствовала и химическая промышленность – появилось большое количество синтетических витаминов, потом – микроэлементов, потом – других факторов питания. Это было следствием развития науки о питании, появления новых данных о потребностях человека», – поделился эксперт, отметив, что, с большой долей вероятности, человек нуждается во всей таблице Менделеева.
Однако в настоящее время, с точки зрения влияния на здоровье, изучена её значительная часть, а также большое количество так называемых фитонутриентов, которые представляют собой минорные компоненты пищи.
Минорные биологически активные вещества пищи – это природные вещества с установленными химической структурой и физиологическим действием, присутствующие в пище в малых количествах (миллиграммах или микрограммах) и играющие доказанную роль в поддержании здоровья, выполняющие функции экзогенных регуляторов метаболизма*.
По мнению доктора Чудакова, критическим является снижение в составе продуктов не только витаминов и микроэлементов, вызванное обеднением почвы, которая не выдерживает такого интенсивного ведения сельского хозяйства, но и фитонутриентов, которые оказались не менее важны.
«На сегодняшний день открыты более 20 000 фитонутриентов, из них изучены реально не более 600. Их роль, как оказалось не менее важна, чем витаминов – конечно, не наступают такие глубокие дефициты, как например, та же цинга**, но, однако, состояние здоровья при этом становится хуже, и, в частности, это влияет на противораковую защиту», – отметил эксперт.
В качестве примера он привёл Японию, где удалось достаточно быстро снизить заболеваемость раком желудка, который является характерным для этого региона, за счёт двух основных мероприятий. Первое – это тотальный охват населения гастроскопией в рамках диспансеризации, чтобы выявлять рак на ранних стадиях, и второе – это изменения в системе питания, с целью увеличения количества поступления нутриентов, имеющих значение для профилактики онкологических заболеваний.
«Формула современного питания состоит из трёх компонентов: первый – это классические продукты питания – желательно, чтобы они были экологически чистые, второй – это продукты функционального питания, то есть продукты, обогащённые рядом веществ, и третий – это биологически активные добавки», – подчеркнул доктор Чудаков.
*Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. МР 2.3.1. 02-53 – 21. Москва, 2021.
** Цинга — это заболевание, развивающееся в результате острого недостатка аскорбиновой кислоты (витамина C) в организме человека.