Глядя в список пациентов, Джамиль Рзаев, главный врач ФГБУ «Федерального Центра Нейрохирургии», зачитывает места их проживания: Тюмень, Алтайский край, Хакасия, Бурятия, Красноярск, Омск, Приморский край, Новосибирск… В этот медицинский центр за помощью едут со всей страны: дорогостоящие высокотехнологичные операции проводятся здесь за счёт средств федерального бюджета, то есть бесплатно для пациентов.
Центр нейрохирургии открылся в Новосибирске в 2012 году в рамках федеральной программы «Здоровье». Джамиль Афетович рассказал в интервью порталу Sibmeda о том, как строится работа в его стенах и какие достижения есть на его счету.
– Как создавался Центр и какие перед ним стоят задачи?
– Создание центра такого масштаба, конечно, не было простым. Оно продолжалось несколько лет: были перебои с финансированием, строительство прерывалось, возобновлялось вновь – но сейчас проект реализован, и мы вот уже почти четыре года работаем на полную мощность.
Самая главная задача, которая стояла перед нами – сделать дорогое нейрохирургическое лечение доступным для жителей нашей страны, в первую очередь, для людей, проживающих в Сибирском регионе. Сейчас я могу ответственно заявить, что с этой задачей мы справляемся.
– В чём заключается доступность медицинской помощи?
– Прежде всего, в том, что мы не делаем платных операций. Финансовую нагрузку несёт на себе государство – федеральный бюджет. При этом, нейрохирургия – это очень затратная вещь: операция может стоить и миллион рублей, и дороже. Далеко не каждое государство может себе позволить проводить такое дорогостоящее лечение по квотам. И то, что у жителей нашей страны есть возможность получать высокотехнологичную медицинскую помощь бесплатно – это достижение.
Кроме того, работа Центра организована так, чтобы люди получали необходимую помощь максимально быстро. На приём к специалистам могут попасть все желающие – записаться можно, позвонив в поликлиническое отделение.
– Сколько пациентов в год вы оперируете, и много ли подобных центров по стране?
– Мы оперируем порядка 4000 – 5000 человек в год. Если быть более точным, то в 2015 году мы провели 4920 операций, в 2014 – чуть меньше. Как я уже говорил, пациенты к нам едут со всей страны, хотя в большинстве своём это, всё-таки, жители Сибирского федерального округа.
Конечно, мы в России не единственные. Серьёзные центры нейрохирургии есть в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени. Государство потратило огромные деньги на создание мощных, дорогих больниц, чтобы в них проводились такие операции, которые невозможно делать на базе обычных хирургических отделений.
Часть пациентов попадает к нам по принципу территориальной доступности, но есть и такие, кто, собрав информацию, приезжает специально. Возможно, это вопрос репутации. Я как главный врач с гордостью осознаю, что за несколько лет существования Центр приобрёл известность.
– Какие операции, в том числе эксклюзивные, проводятся здесь?
– Мы охватываем все нейрохирургические нозологии – лечим заболевания головного мозга, спинного мозга, нервной системы. Однако про эксклюзивность нашей помощи я всегда говорю с осторожностью. В принципе, нейрохирурги всего мира делают примерно одинаковые операции, и говорить о том, что мы делаем что-то особенное – неправильно. Другое дело – это тяжёлые, редкие случаи, с которыми могут работать далеко не все российские медучреждения. А мы – можем.
У нас есть возможность лечить пациентов с болезнью Паркинсона. Им необходим специальный прибор, который стимулирует ткани головного мозга. Он стоит более миллиона, и вряд ли кто-то может приобрести его самостоятельно. У нас его получают бесплатно. Также в Центре есть программа для лечения эпилепсии. Пациенты, которым не помогают лекарства, приезжают к нам со всей страны, и мы их, при необходимости, успешно оперируем.
У нас мощное подразделение сосудистой нейрохирургии. Научный куратор Центра – Владимир Крылов, главный нейрохирург РФ, руководитель отделения нейрохирургии института им. Н.В. Склифосовского, академик РАН, профессор, не раз говорил о том, что по ряду вопросов мы являемся лидерами по стране.
– Как вы в целом оцениваете уровень российской нейрохирургии?
– В настоящее время уровень нейрохирургов в России настолько высок, что мне сложно представить клинический случай, при котором наши врачи отказались бы от оказания медицинской помощи пациенту, а зарубежные врачи смогли бы ему помочь. Этого практически не может быть, потому что ни по уровню оснащения операционных, ни по подготовке кадров мы сегодня не уступаем иностранным клиникам.
И моя задача – донести это до людей, которые, серьёзно заболев, уже успели столкнуться с непрофессиональным подходом к делу и разочароваться в отечественной медицине. Я хочу, чтобы они узнали о новосибирском Центре, где хорошо лечат нейрохирургические болезни.
– О достижениях поговорили – а с какими трудностями приходится сталкиваться?
– Конечно, не все проблемы решены. Например, наш Центр не оказывает экстренную медицинскую помощь, мы проводим только плановое хирургическое лечение. Организация работы Центра, его бюджетирование – всё заточено под это. Между тем, мы понимаем, что в Новосибирской области есть проблемы, связанные с экстренной помощью. Если бы мы могли приложить свои усилия для решения этого вопроса – было бы хорошо.
– Центр работает и как образовательная база. Что можете рассказать об этом?
– У нас каждую неделю проводятся мероприятия научно-образовательного плана – график расписан надолго вперёд. На них собираются специалисты из разных городов и стран для обмена опытом и обсуждения проблем, связанных с нейрохирургией. У нас концентрируется большое количество патологий, поэтому коллегам интересно к нам приезжать.
Совсем недавно прошёл Сибирский нейрохирургический конгресс, на котором было очень много гостей, и в их числе врачи из США, Италии, Израиля, Японии и т.д. На мероприятии обсуждался широкий круг актуальных нейрохирургических проблем.
– Что стоит в планах развития?
– Планируем наращивать свою активность в научно-образовательной сфере, чтобы делиться знаниями, вовлекая в этот процесс людей из других городов, регионов, стран. Могу сказать, что сейчас готовится проект евразийского сотрудничества, в рамках которого мы будем готовить врачей из стран бывшего СССР и Азии.
Есть планы и на расширение сферы деятельности. Мы надеемся, что сможем в будущем открыть в Центре отделение радиохирургии и лучевой терапии.