12 мая традиционно отмечается Международный день медицинских сестёр. В преддверии этой даты о своём пути в медицине Sibmeda.ru рассказала Нина Владимировна Парфёнова – операционная медсестра Новосибирской областной больницы. 36 лет назад Нина Владимировна выбрала эту профессию и никогда об этом не пожалела.
Лёгкий выбор
В профессии медицинской сестры Нина Владимировна 36 лет, из которых последние 33 года работает операционной сестрой. Признаётся, что профессию выбрала по совету мамы, хотя в семье есть ещё один медик: старшая сестра – врач-педиатр на «скорой помощи» уже более 40 лет. А операционную полюбила ещё с практики, которую проходила в Областной больнице.
– Из того времени я помню утренние «пятиминутки». Когда на отчёт приходили операционные сёстры, меня это просто завораживало: они все были как на подбор – высокие, красивые, в накрахмаленных халатах, – вспоминает Нина Владимировна.
После практики был настрой именно на операционный блок. Но сразу воплотить мечту не удалось: по распределению получила направление в Кудряшовскую туберкулёзную больницу, где отработала положенные три года. А потом уволилась и пришла в Областную больницу, которая, по её признанию, «ещё с госпрактики стала родной». И сразу – в операционный блок.
– Сложно было переучиваться?
– Работа в терапии и хирургии отличается очень сильно: в хирургии все решения нужно принимать немедленно, работать быстро. В оперблоке нужно знать названия всех инструментов, ход операции, асептику, антисептику. Поначалу мне было очень тяжело – и операции длительные, стояли по 5 – 8 часов, и летом – жарко, душно, кондиционеров ещё тогда не было.
– Наверное, не каждая медсестра может стать операционной? Какие личные качества необходимы для такой работы?
– Операционная сестра должна быть ответственной, требовательной, тактичной. Нужна уравновешенность, умение концентрировать внимание и быстро перестраиваться. Бывает, что уже в процессе ход операции кардинально меняется, например, хирург переходит с лапароскопического на открытое вмешательство. Ну, и конечно, нужна физическая выносливость.
Работать молча
Работа операционной медицинской сестры начинается задолго до начала операции, ведь в её обязанности входит полная подготовка: проверка оборудования, накрытие стерильных столов, приготовление всех расходных материалов. Кроме этого, нужно подготовить всю операционную бригаду, провести обработку операционного поля, пересчитать инструментарий и салфетки – до операции и перед ушиванием.
– Накануне мы знаем план операций, и на весь следующий день готовимся, – рассказывает собеседница.
Что касается самой операции, то медсестра работает в операционной столько же, сколько и хирург – от начала и до конца. А потом ещё готовит операционную и весь инструментарий на следующий день.
– Были операции по восемь-девять часов. Смена операционной сестры категорически запрещена, потому что именно сестра несёт ответственность за подсчёт инструментария и салфеток. Сколько идёт операция, столько и будет стоять вся бригада: оперирующий хирург, ассистент и операционная сестра. Во время операции – следишь за ходом и работаешь на опережение, чтобы не заставлять хирурга ждать: ты уже должна сама ориентироваться и сразу подавать нужный инструментарий, – делится Нина Владимировна.
Главный критерий профессионализма – это умение работать молча, когда медсестра не ждёт, чтобы хирург произнёс название инструмента – она и без этого вовремя подаёт нужный.
– Это с годами уже приходит, когда не нужно ждать, чтобы хирург сказал, понимаешь его по одному взгляду.
– А были любимые хирурги?
– Они любимые все. Я очень долго работала в операционной урологии. Мне посчастливилось в молодые годы быть операционной сестрой у профессора Владимира Федосеевича Хоменко, у Валентина Ильича Исаенко. Очень часто вспоминаю Сергея Ивановича Шкуратова – с ним в операционной было очень спокойно и комфортно. Сейчас отделением урологии заведует его сын, Сергей Сергеевич Шкуратов, я и у него была операционной сестрой. В других операционных я работала с такими известными специалистами, как Геннадий Николаевич Толстых, Татьяна Николаевна Орфеева, Семён Дмитриевич Добров, Анатолий Васильевич Юданов, Леонид Никитич Кирилин, Игорь Викторович Феофилов. Этот список большой.
– Что, на ваш взгляд, отличает хирургов такого уровня?
– Они все очень трудолюбивые, высококвалифицированные, порядочные, талантливые и при этом скромные.
– Со всеми специалистами удавалось добиться взаимопонимания?
– Это со временем приходит. У меня очень добрые были со всеми отношения, и хирурги очень уважают операционных сестёр. Конечно, у каждого свои особенности, но как-то подстраиваешься, главное – чтобы комфортно было работать хирургу.
– А был в практике какой-то особенный случай, который запомнился?
– Когда я совсем немного поработала операционной сестрой, была совместная операция по колопроктологии с немецкими хирургами, в которой мне пришлось участвовать. Я так волновалась! Работали с переводчиком. Я помню начало операции: пока хирург скажет, пока переведут – это упущение времени. Операция была длительная – часов шесть оперировали. И вот через какое-то время мы как-то начали обходиться без переводчика. Это было очень здорово!
Работа в операционной требует постоянной эмоциональной отдачи. И помимо радости, когда пациент успешно выздоравливает, не исключены и стрессы, если жизнь человеку спасти не удалось.
– Насколько удаётся разделять работу и личную жизнь?
– Надо разделять дом и работу, я считаю, но это не всегда получается. После тяжёлых операций бывает очень сложно эмоционально, и помнишь это не один день, а недели и месяцы иногда. Забыть очень тяжело.
А вот обратная связь от пациентов очень поддерживает. К счастью, такие случаи тоже запоминаются. Многие пациенты просто просят: «Снимите маску, чтобы увидеть ваше лицо, поблагодарить вас».
– Могут повторно прийти на операцию. Мы как-то оперировали женщину, и она мне говорит: «Я вас помню, вы меня оперировали, я вас узнала по глазам», – вспоминает медсестра.
Три десятилетия назад и сегодня
За 33 года медицина изменилась до неузнаваемости, и хирургия – в особенности. Нина Владимировна начинала свой профессиональный путь ещё в маске Микулича, которые медсёстры шили из марли, а время обработки рук антисептиком во время операции отмеряли с помощью песочных часов.
– Проще стало работать или сложнее?
– Увеличились по объёму операции – стали оперировать таких пациентов, которым раньше помочь не могли. Кроме этого, появилось много лапароскопических, торакоскопических, эндоскопических операций – это нужно знать: и как обработать инструменты, и как собрать, и как работать с лапароскопической стойкой и так далее. Раньше проще было – включили лампу и Н57 – это очень старый электрохирургический аппарат. Сейчас всё по-другому. Приходит новый аппарат – обязательно обучение. Мы учимся всю жизнь. Посещаем все конференции, школы, курсы.
А вот ритуалы в операционной остались прежние. Так, если во время операции на пол упал инструмент, то на него нужно обязательно наступить, иначе будет экстренный пациент – примета такая.
– Это обязательно соблюдается, думаю, что во всех операционных. Наступает хирург или операционная сестра, – делится «профессиональными секретами» Нина Владимировна.
– В оперблок на практику приходят студенты медколледжа, вы их курируете. Что можете сказать о новом поколении медсестёр?
– Некоторые сразу говорят: мы пойдём работать в частную клинику, поработали две недели – очень тяжело. А кому-то с первого дня нравится. Есть те, кто говорит: я сдам госэкзамены, получу диплом, вы подождите – я к вам приду. Некоторые сразу видят себя именно в этой операционной, где проходили практику, и это замечательно.
– Какое напутствие вы могли бы им дать?
– Если речь идёт об операционном блоке, надо сразу, на начальном этапе, понимать, что первое время будет очень тяжело, прежде всего эмоционально – придётся постоянно быть в напряжении. К этому нужно привыкнуть, нужно многому научиться. Но если человек сознательно выбирает эту профессию, он может себя к этому подготовить. Главное – нужно любить эту профессию.
«Я нашла своё место»
В Новосибирской областной больнице медсестра Парфёнова проработала 33 года, хотя у неё всегда хватало предложений от частных клиник. И один раз она даже уволилась – ровно на два дня.
– Меня на новом месте всё устраивало, но я не могла работать, мне хотелось обратно в Областную больницу. Здесь всё родное. Вернулась сюда и больше таких попыток не делала. Сменить же профессию не хотелось никогда. Я нашла своё место! Наверное, я очень люблю свою работу, поэтому не хочу ничего менять.