«Вектор-БиАльгам» вот уже более 10 лет принимает активное участие в жизни кольцовских школьников. Специализированные классы, экскурсии на предприятие, подготовка и участие в олимпиадах, летняя практика – работа с детьми, требующая средств, времени и внимания, ведётся по всем направлениям.
Зачем это нужно успешному предприятию, какие «дивиденды» может принести вклад в профориентацию школьников, рассказал генеральный директор АО «Вектор-БиАльгам» Леонид Никулин.
– Леонид Георгиевич, как началась работа со школьниками?
– Нашим акционерным обществом ещё 10 – 11 лет назад было принято решение заняться подготовкой кадров. На своём предприятии мы уже проводили такую работу – например, направляли выпускников, которые хотели у нас работать, на обучение в вуз. Кого-то сразу принимали, и они учились заочно. На сегодняшний день, к примеру, у нас два человека учатся очно и 15 заочно – на биологов, на технологов.
Но мы посчитали, что этого всё равно недостаточно, поэтому занялись вплотную школами. И когда мы погрузились в этот процесс, то увидели, что нет никакой программы по профориентации, как, например, это было в социалистические времена: есть «труды», на которых девочки пироги пекут, мальчики слесарят и так далее.
Решили начать с серьёзного, в 5-ой школе начали проталкивать инженерную программу. Это направление удачно пошло, глава посёлка Кольцово встал на нашу сторону, и дело сдвинулось с «мёртвой точки». Пошли проекты, и сейчас инженерное направление идёт в полную силу.
– Какие уже есть достижения?
– Мы детей направляем практически на все крупные олимпиады, которые проводятся. Если взять ближайший пример, то по робототехнике наши дети первенство России выиграли, поехали в Китай на чемпионат мира.
Что касается физики и математики, соревнования тоже прошли успешно, и в Иркутске на чемпионате России наш ребёнок занял второе место.
– Почему с инженерного направления начали, вроде бы, биология ближе профилю вашего предприятия?
– Биология без физики и математики – это ни о чём. Программирование без физики и математики – ни о чём. Собственно, получается, что эти предметы становятся основными в нашей жизни. И вот мы по этим важным предметам и пошли. Но есть ещё предметы, которые тоже в жизни необходимы – это химия, биология. В 21-ю школу мы вошли и стали читать лекции по биологии, в биотехнологическом колледже от нас преподаватели – они работают на предприятии начальниками лабораторий и там преподают. А директор по науке «Вектор-БиАльгам», доктор биологических наук Молокеев Алексей Владимирович каждый год ездит в колледж и принимает дипломные работы. Несколько лет назад Молокеев подготовил девочку, она заняла по биологии второе место на российской олимпиаде.
– Ваша деятельность направлена только на обучение школьников?
– Что касается других направлений, не связанных со школой (это спорт, творчество – пение, танцы и так далее), то мы считаем, что это также необходимо для развития детей. Дети должны этим заниматься, потому что им нужно где-то раскрепощаться.
Если ребёнок не будут публично выступать, публично себя показывать, то он замыкается в себе, и в дальнейшем на производстве тяжело этого человека «раскачать».
Получается, что публичность и знания – это всё сопутствующие вещи, которые помогают развитию полноценной личности.
– Все в Кольцово знают, что парк вокруг предприятия – тоже плод вашей совместной деятельности с детьми.
– Ребятишек мы каждое лето забираем к себе и показываем, что такое труд, они получают заработную плату. Этот парк дети совместно со взрослыми, сделали в течение трёх лет. Мы в первый год вывезли оттуда только 42 КАМАЗа мусора, веток и сушняка.
– Сегодня можно часто слышать в адрес современных детей, что «им ничего не нужно», «они ни к чему не стремятся». Как считаете, чем отличается новое поколение?
– Я уверен, что нет глупых детей. Есть хорошие, развитые дети, которым нужно помочь раскрыться. И глядя на поколения школьников в течение десяти лет, можно заметить, как каждый год ребёнок меняется, начиная с первого класса. Они развиваются непомерно быстро.
Например, мы ребят отправляли в Англию на обучение, чтобы они привыкли общаться свободно на английском языке. Группа 16 человек ездила в прошлом учебном году, все приехали с сертификатами «отлично». Эти ребята все из инженерных классов – знание английского языка им необходимо.
– Дети из подшефных школ приходят работать на производство?
– По выпускникам, если смотреть последние 10 – 15 лет, каждая школа нам дала специалистов. На сегодняшний день: 120 специалистов – 21-я и 5-я – чуть-чуть побольше, естественно, влияет инженерное направление.
Всем же известно, что каждое предприятие, которое достигло современного уровня, идёт на автоматизацию всех процессов, задействована робототехника, автоматизированные линии – точно так же, как и у нас.
И выпускники уже приходят специалистами – это программисты, инженеры-наладчики, электронщики. В лаборатории – микробиологи, врачи, фармацевты, технологи. У нас кадрового голода нет на предприятии.
– Как быстро молодые сотрудники на вашем предприятии могут становиться руководителями?
– У нас возраст начальников производства, участков, отделов на фармпроизводстве – это 30 – 32 года.
Молодые сотрудники проходят повышение квалификации, мы их отправляем на специальные курсы подготовки кадров в Москве и Питере, затем возвращаются и занимают руководящие должности.
Они становятся начальниками, а их бывшие начальники, достигшие пенсионного возраста, становятся наставниками. В заработной плате они при этом не теряют, продолжают работать, и, если видят, что нужно помочь молодёжи, то помогают.
– Специалисты, которых вы «вырастили», как-то отличаются от других сотрудников?
– Конечно. У них, может, знаний практических не хватает, но они очень быстро достигают необходимого уровня. Почему? Потому что подготовка другая, целеустремлённость другая. Они быстро всё схватывают, поэтому из них и получаются буквально через 3 – 5 лет руководители и специалисты высокого класса.
У нас, например, происходила наладка немецкого оборудования, из Германии приезжали наладчики, и с ними работали наши молодые ребята, пять человек. Так немцы только руками разводили: оказалось, что наши программисты, электронщики, инженеры-наладчики – на высшем уровне. Как они сами признали, в Германии специалисты достигают такого уровня к 30 годам. А у нас молодёжь, которым 24 – 25 лет.
– Какие направления ещё планируете развивать по работе с подрастающим поколением?
– Планируем поддерживать направление по изучению иностранных языков. В школах Кольцово в дополнение к английскому языку будут преподаваться французский, китайский и японский.
Единственное, очень сложно вписаться в программу обучения, вот здесь сложности возникают. Не каждый преподаватель готов на себя брать такую обузу – ребёнком заниматься помимо образовательной программы. Мы ищем пути. Например, сегодня у нас будет встреча – это 21-я школа, ученики специализированного класса по биологии и технологии войдут в проект «биология, экология, окружающая среда». Ребята будут заниматься в Академгородке, в различных лабораториях университетов, мы эту программу поддержим.