3 и 4 апреля в Федеральном центре нейрохирургии прошли лекции по медицинскому праву. Большое внимание спикер – врач и юрист Анна Крюкова – уделила правам пациента в контексте отношений «лечащий врач – пациент», в частности – праву пациента на информацию и врачебной тайне.
Анна Алексеевна Крюкова – руководитель Благотворительного фонда «Открытый медицинский клуб». Окончила СПбГПМА (педиатрия, отоларингология), юридический факультет СПбПГПУ (юриспруденция). Сфера профессиональных интересов – медицинское право, защита прав пациентов.
По словам эксперта, большое количество конфликтных ситуаций между врачами и пациентами можно предупредить, если врач будет знать права пациента и соблюдать их. Так, пациент имеет право на информацию, которое регламентируется п. 5 ч. 5 ст. 19 ФЗ 323 «Об охране здоровья граждан».
Согласно закону, пациент имеет право на получение информации о: своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья. Этот же закон регламентирует и соблюдение врачебной тайны (ст. 13).
Что важно знать медорганизациям и каждому врачу, чтобы при передаче информации не нарушить врачебную тайну?
Первое, на что обращает внимание Анна Алексеевна, для медицинских работников приоритетным в плане врачебной тайны является именно закон «Об охране здоровья граждан». Поэтому передача данных о пациенте в случаях, не предусмотренных данным законом, неправомерна.
Как правильно оформить согласие пациента на передачу сведений?
По мнению юриста, согласие лучше оформить в виде отдельного документа – определённой формой доверенности, при составлении которой рекомендуется соблюсти все требования к содержанию, как и при обращении к нотариусу. Согласие должно содержать паспортные данные лица, которому можно предоставить сведения, желательно его заверять подписью руководителя.
В ряде медучреждений согласие пациента на передачу сведений закладывается в информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
По словам эксперта, такая форма не противоречит закону, однако форма отдельного документа предпочтительна, поскольку согласие пациента относительно передачи сведений может меняться.
«Согласие на медицинское вмешательство – это одно, а доступ к сведениям – это другое», – считает Анна Крюкова. Пациент может менять своё мнение, дать новое согласие на передачу сведений, которое автоматически отменяет предыдущее.
Также важный нюанс – это объём информации, который пациент должен указать в согласии на передачу сведений.
«Одни, возможно, хотят только диагноз озвучить и никакую другую информацию. Не всегда пациент может хотеть или даже знать, что он может разрешить, а что нет. Предлагаю ему подсказывать, поскольку конфликтные ситуации с этим тоже могут быть связаны», – отмечает эксперт.
Задача медицинской организации, чтобы врач не страдал от бумажной волокиты – подготовить бланк, в котором пациент мог бы поставить подпись под тем объёмом информации, которую он хотел бы передавать.
Могут ли врачи передавать информацию о пациенте по телефону?
Этот момент также должен быть отражён в согласии. Пациент может выразить своё желание в письменной форме, а именно – согласие на передачу сведений любому обратившемуся, используя любые средства связи (либо только по телефону). Если же в документе указаны конкретные лица, то информация может быть передана только этим лицам, и врачу необходимо в этом удостовериться.
Если пациент приходит к врачу вместе с родственником, может ли врач раскрыть информацию?
В случае, когда пациент пришёл на приём в сопровождении другого человека, то врач может это расценить, как автоматическое согласие на передачу сведений.
Однако это может оказаться не так. Анна Крюкова уверена: в таких случаях важно узнать мнение пациента, причём наедине. Юрист рекомендует попросить всех выйти и спросить пациента, согласен ли он на раскрытие информации.
Если пациент выразил свою волю, чтобы консультация велась в присутствии родственника, то этот факт отразить в медицинской карте и заверить подписью пациента.
Обязаны ли врачи передавать родителям информацию о здоровье подростков?
Путаница по этому вопросу может возникнуть, поскольку пациент с 15-ти лет (с 16-ти – если страдает наркозависимостью) может сам давать согласие на медицинское вмешательство.
При этом 22 статья Федерального закона «Об охране здоровья граждан» позволяет как пациенту, так и его законному представителю получать информацию.
Таким образом, если в медучреждение обратился родитель подростка, которому ещё не исполнилось 18 лет, то он имеет право потребовать информацию, при предъявлении подтверждения.
Врач не обязан связываться с законным представителем ребёнка и передавать информацию, но не имеет права отказать, если поступил такой запрос. Исключение – при выявлении ВИЧ-инфекции у ребёнка врач обязан связаться с законным представителем, даже если пациенту больше 15 лет.