В целом, любые аэробные упражнения помогают предотвратить старение, положительно сказываются на работе мозга и других систем организма. Однако ученые подтвердили: именно плавание справляется с этими задачами лучше других видов физической активности.
Польза плавания для сердечно-сосудистой системы признана давно: этот вид спортивной деятельности задействует все основные группы мышц, сердце при этом работает активно, что увеличивает приток крови ко всем частям тела. Благодаря этому происходит ангиогенез – создание новых кровеносных сосудов. Активный приток крови приводит и к выбросу эндорфинов – гормонов, которые действуют как естественный способ уменьшить боль и стимулировать ощущение эйфории.
Для того, чтобы понять, как плавание влияет на мозговую деятельность, был проведен эксперимент с крысами. О нем рассказывает издание The conversation. В частности, эксперимент показал, как плавание улучшает кратковременную и долговременную память. Исследователи обучали крыс плавать по 60 минут ежедневно в течение пяти дней в неделю. Затем им были даны задачи на память – крысам следовало проплыть в лабиринте с шестью вариантами пути, на одном из которых была расположена платформа, которую требовалось найти.
То есть, крысы имели шесть попыток свободно плыть в поисках скрытой платформы. После всего одной недели тренировок по плаванию ученые заметили улучшение у крыс как краткосрочной, так и долгосрочной памяти, которые основывались на уменьшении ошибок, которые крысы совершали ежедневно.
Исследователи предположили, что такой эффект плавания у крыс, может стать доводом в пользу того, чтобы использовать его как реабилитацию после нервно-психических заболеваний у людей, характеризующихся, в том числе, проблемами с мыслительной деятельностью и памятью.
Исследования проводились и с людьми. И они также демонстрируют явную когнитивную пользу плавания длят людей всех возрастов. В частности, изучая влияние плавания на остроту ума у пожилых людей, ученые пришли к выводу, что пловцы улучшили умственную скорость и внимание по сравнению с теми, кто не плавал.
Известно и исследование, в котором сравнивались способности пловцов и «наземных» спортсменов в молодом возрасте. Ученые обнаружили, что 20 минут плавания брассом средней интенсивности улучшили когнитивные функции тренирующихся в воде.
В материале упомянуто и еще одно исследование – уже с участием детей. Ученые учили детей в возрасте от 6 до 12 лет названиям незнакомых предметов, а затем проверяли точность распознавания этих слов после выполнения трех видов деятельности: рисования («отдыхающая» активность), плавание (аэробная активность), кроссфит (анаэробная активность). Было обнаружено, что точность распознавания была намного выше после занятий плаванием. Это подтверждает, что плавание даже в течение коротких промежутков времени очень полезно для молодого, развивающегося мозга.