Проанализировав данные более 20 000 американских, канадских и британских студентов колледжей, учёные пришли к выводу, что растущие родительские ожидания и критика ведут к росту перфекционизма среди учащихся, что может иметь разрушительные последствия для их психического здоровья.
Исследователи говорят о том, что за последние 32 года восприятие молодыми людьми ожиданий и критики своих родителей обострилось, что привело к увеличению перфекционизма у молодежи. А перфекционизм, в свою очередь, часто бывает связан с депрессией, тревогой, расстройствами пищевого поведения и т.д. Перфекционизм остаётся с человеком пожизненно, и со временем перфекционисты становятся более невротичными, менее добросовестными, кроме того, он может передаваться из поколения в поколение, когда родители-перфекционисты воспитывают детей-перфекционистов.
Тема видится очень серьёзной: давление, связанное с соответствием идеальному стандарту, может стать причиной развития больших проблем в здравоохранении – говорят авторы исследования.
Учёные обнаружили, что у молодых людей наблюдается три типа перфекционизма: ориентированный на себя (перфекционистские стандарты о себе), ориентированный на других (ожидания, что другие будут перфекционистами) и социально-предписанный перфекционизм (восприятие того, что другие люди и общество требуют от тебя совершенства). Родительские ожидания и критика больше ассоциированы с социально-предписанным перфекционизмом.
Родительские ожидания могут быть даже более разрушительными, чем родительская критика в формировании ориентированного на себя перфекционизма. Молодые люди усваивают эти ожидания и зависят от них в формировании своей самооценки. И когда они понимают, что не соответствуют ожиданиям, они критикуют себя за это. Чтобы компенсировать это, они стремятся быть совершенными.
«Эти тенденции могут помочь объяснить растущие проблемы психического здоровья у молодых людей и предположить, что эта проблема будет только расти в будущем, - сказал соавтор исследования Эндрю П. Хилл. - Для родителей нормально беспокоиться о своих детях, но все чаще это беспокойство интерпретируется как давление, чтобы стать совершенным».
Учёные говорят о том, что родительские ожидания (возросшие по данным исследования с 1989 года на 40%), можно объяснить – родители с тревогой реагируют на гиперконкурентный мир. Ещё и социальные сети пропагандируют нереалистичные идеалы того, как нам нужно выглядеть и что делать. Родители возлагают чрезмерные ожидания на детей, думая, что общество этого требует, что иначе дети скатятся вниз по социальной лестнице. Поэтому проблема здесь больше не в родителях, а в обществе: экономике, системе образования, меритократии.
Однако, родители могут помочь свои детям воспринимать это социальное давление здоровым образом, объяснять, что неудача или несовершенство – это нормальная, естественная ситуация в жизни. Сосредотачиваться нужно на обучении и развитии, а не на оценках и социальных сетях. Важно формировать в детях здоровую самооценку, не зависящую от мнения других и внешних показателей.