«Любование природой» – так называется урок, который стоит в расписании японских школьников. Цель такого занятия – сформировать у детей бережное отношение к окружающему миру и научить их видеть прекрасное в природе.
Об интересном предмете, который есть в японских школах, рассказывают meteovesti.ru. Урок «любование природой» – это не природоведение и не окружающий мир. На этом занятии дети созерцают природу, восхищаются ей, любуются изменениями, происходящими в ней в течение дня или года. Они воспитывают в себе чувственное отношение к прекрасному: к радуге, к дождю, к облакам, бегущим по небу.
Такой подход даёт свои результаты. Например, описать дождь японцы могут, используя более ста устойчивых выражений: «дождь, шуршащий как камыш», «звонкий дождь» и т.д. Взрослые жители Японии умеют различать до 240 оттенков цвета, что сильно превосходит способности европейцев.
Традиционным для осени считается ритуал «момидзигари» – дословно «охота на красные клёны». Задача учеников, которых учителя ведут в кленовые аллеи, найти самый красивый, самый фантазийный кленовый листик.
Жители мегаполиса узнают о природе только из книг и телевизионных программ, а этого недостаточно – считают японские преподаватели. Воспитать в детях эстетические чувства и научить их следить за живой природой они считают своей приоритетной задачей.
Новосибирский психолог Светлана Кравченко ответила на вопрос, как она оценивает этот опыт, и могут ли такие ритуалы прижиться в российских школах: «В целом, это хороший опыт. Наши дети, действительно, разучились замечать красоту окружающего мира. Воспитание эстетических чувств, также, как и музыкальное, художественное воспитание, всегда важно и полезно для молодого поколения. Другой вопрос – можно ли донести до российских родителей целесообразность такого занятия, чтобы ввести его в образовательную программу? Думаю, это сделать очень сложно. Довольно часто можно видеть картину, когда ребёнок на улице нагибается за красивым листиком, чтобы его поднять и рассмотреть, а мама тянет его за руку со словами: «пошли быстрее, я опаздываю на работу». Мы сами разучились созерцать – и в этом проблема. Кстати, у нас с ней работают на профессиональных тренингах. У коучей есть такой приём – они на своих занятиях учат людей видеть красоту в деталях. Правда, пользу от таких занятий сегодня готовы признавать немногие».