Ежегодно в мире из-за дорожно-транспортных аварий гибнет около 1,25 млн человек, причём в 48% случаев это молодые люди от 15-ти до 44-х лет.
Ещё от 20 до 50 млн человек ежегодно в результате ДТП получают травмы, которые совместимы с жизнью, но зачастую делают пострадавшего инвалидом. Такую неутешительную статистику приводит ВОЗ.
Автомобильные аварии – это основная причина смерти молодых людей в возрасте 15–29 лет. Причём, более высокому риску подвержены мужчины: почти 73% всех случаев смерти в результате ДТП приходится на мужчин в возрасте до 25-ти лет.
Многим странам ДТП «стоят» порядка 3% валового внутреннего продукта. Если не принять экстренных мер, то уже к 2030-му году ДТП выйдут на 7-ое по значимости место среди причин смерти.
Поэтому в рамках программы устойчивого развития на период до 2030 г. включена задача к 2020 г. сократить в 2 раза число смертей и травм в результате ДТП во всём мире.
Эксперты ВОЗ считают, что этого возможно добиться с помощью «безопасного системного подхода», в который включены все пользователи дорог.
Напрямую на риск возникновения аварии и тяжесть последствий влияет такой фактор, как скорость автомобиля.
Повышение средней скорости движения автомобиля всего на 1 км/ч приводит к увеличению на 3% частоты ДТП, приводящих к травмам, и к увеличению на 4–5% частоты аварий со смертельным исходом.
Что касается риска гибели пешеходов в результате наезда автомобиля, то вероятность смерти взрослого пешехода, сбитого транспортным средством на скорости 50 км/час, составляет менее 20%. А вот при увеличении скорости до 80-ти км/час, риск гибели возрастает в 3 раза – до 60%.
Также риск аварии с тяжёлыми последствиями резко возрастает при вождении в состоянии алкогольного опьянения либо наркотического воздействия, использовании мобильных телефонов во время вождения.
Так, статистика показывает, что риск спровоцировать аварию в 4 раза выше у водителей, которые пользуются мобильным телефоном, по сравнению с теми, кто не пользуется.
Причём, использование дистанционной связи, предупреждают эксперты, не даёт заметных преимуществ по безопасности, по сравнению с теми, кто пользуется телефоном, держа его в руке.
В качестве средств, снижающих риск ДТП и тяжесть их последствий, специалисты назвали использование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств.
Так, правильное использование мотоциклетного шлема способно уменьшить вероятность смерти из-за ДТП почти на 40%, а риск получения серьёзной травмы – более чем на 70%.
Пристёгивание ремнём безопасности на 25-75% снижает риск смерти в случае ДТП для пассажиров, в зависимости от их расположения в автомобиле.
До 80% снижают детскую смертность от ДТП использование специальных устройств для перевозки детей.
На количество ДТП и их характер влияют и такие факторы, как устройство дорог, техническое состояние транспортных средств и их оснащение средствами безопасности, уровень контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также качество и своевременность оказания медицинской помощи пострадавшим.