Ребенок в возрасте 4-7 лет, как нам кажется, уже обладает достаточно развитой моделью психического состояния, позволяющей осознавать, что «мое психическое состояние» не равно «психическому состоянию другого человека». Однако новый эксперимент внес в это убеждение коррективы.
Исследование провели американские ученые – в нем приняли участи 580 детей в возрасте от 4 до 7 лет, – о нем рассказывает Хайтек.
В 1980 году был разработан тест Салли-Энн, который подтверждал, что дети способны осознавать ложные убеждения. Суть теста была в следующем: ребенок наблюдал определенную картину. Герой кладет шоколадку в синий ящик, после чего выходит из комнаты. В нее входит его мать, берет шоколадку из синего ящика и перекладывает в зеленый. Затем мать выходит, в комнату возвращается сын. У наблюдающего за всем этим ребенка спрашивают – какой ящик откроет сын в поисках своей шоколадки. Тест подтверждал – 90% опрошенных детей называли синий ящик. Казалось, что дети могут поставить себя на место другого и мыслить, как он – герой же положил шоколадку в синий ящик, помнит об этом, и он не видел, как мать переложила шоколадку.
Но вот исследователи из Аризонского университета немного изменили этот эксперимент. Они добавили в комнату еще один ящик – красный. И при такой же в остальном ситуации ответы стали делиться: половина дошкольников по-прежнему называла синий ящик, а другая – красный. Психолог Уильям Фабрициус пояснил: при наличии только двух мест дети такого возраста могут ответить правильно, не понимая до конца, что у сына могут быть неверные представления о нахождении шоколадки. Добавленное третье место заставляет их сделать выбор между двумя пустыми ящиками, а не выбирать из двух вариантов «по умолчанию».
То есть, 4-7-летние дети понимают, что сын не знает, что мать переложила шоколадку в зеленый ящик, когда его не было в комнате. И считают, что или зеленый, или красный ящик – это неправильный выбор. И их ответ уже не учитывают свое воспоминание о том, что герой положил шоколадку в синий ящик. Когда ящиков становится три – дети начинают угадывать ответ, а это говорит о том, что мотивов героя и его мыслительных процессов они не понимают.
Результаты эксперимента объясняют, почему дети не понимают ситуации, когда они отбирают игрушку у другого – и тот начинает плакать. Если заключения ученых верны, ожидания и требования, предъявляемые к детям этого возраста, нужно корректировать.