Пандемия коронавирусной инфекции подорвала не только физическое здоровье людей, но и их психическое состояние. Как показало исследование, у относительно здоровых людей, никогда не наблюдающихся у психиатров, в период пандемии развивались тревожные и депрессивные расстройства, влияющие на возникновение конспирологических суждений.
Подробнее об этом, выступая на ежегодном конгрессе OpenBio, рассказала Наталья Захарова, к.м.н., руководитель лаборатории фундаментальных методов исследования, врач-психиатр психиатрической клинической больницы №1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ.
Пандемия стала периодом расцвета инфодемии – полтора года назад специалисты стали говорить о возникновении у людей тревожных состояний.
«В одном из подразделений нашей больницы провели анкетирование на тему тревожных ожиданий, и цифры были очень внушительные – сколько людей, относительно здоровых, которые не лечились у психиатра никогда, было подвержено развитию тревожных и депрессивных расстройств в тот период», – констатирует врач.
Стрессовые состояния могут иметь в такие моменты дезадаптирующее влияние, что удалось показать с помощью исследования конспирологических суждений вокруг ковида. Ученые провели анкетирование нескольких сотен москвичей в период локдауна, попросив их высказаться на предмет соответствия истине тех или иных распространенных в те дни идей. Параллельно им предлагалась анкета на выявление тревожно-депрессивного расстройства.
«Согласно нашим исследованиям, 45% жителей Москвы были подвержены той или иной конспирологической идее, и у всех наблюдался повышенный уровень тревоги и депрессии», - констатирует эксперт.
Мировой опыт изучения конспирологических суждений в момент психоэмоциональных нагрузок, когда повышена тревожность, дает схожие результаты. Повышенная тревожность активизирует механизмы подозрительности и недоверия, и склонность к ожиданию опасности, угрозы повышается. Например, в одном из американских университетов проводили такой эксперимент. Студентам в период семестра говорили о том, что на экзаменах хорошие оценки получат только те, кто принадлежит к определенной диаспоре – поскольку преподаватели ее лоббируют. И спрашивали – верят ли они в это. Студенты отвечали «нет», мотивируя, что у них в университете все честно. Когда тот же вопрос о хороших баллах только «своим» задали в период сессии – преобладали иные ответы – положительные. То есть, в период тревожных ожиданий склонность к конспирологии повышается. Это подтверждают и конспирологические идеи, которые были в свое время вокруг ВИЧ и СПИДа, или локально в других местах во время вспышки лихорадки Эбола или вируса Зика.
Согласно результатам по исследованию конспирологических суждений в период пандемии россиян разделили на три группы: «ковид-диссиденты», которые всё отрицают, «ковид-конспирологи», которые верили в идею о биологическом оружии и происках спецслужб и «ковид-обскуранты», которые были убеждены, что власти от нас всегда будут скрывать истинное положение дел, следуя своим политическим махинациям. Среди людей, склонных к конспирологическим идеям, преобладали женщины с низким уровнем образования, у которых в тот момент диагностировался высокий уровень тревоги.