Школьные оценки детей часто становятся поводом для расстройства родителей. Однако достижения в знаниях не всегда зависят от прилежания ребёнка. Ведь причиной плохо написанной контрольной может стать просто «духота» в классе – превышение в составе воздуха диоксида углерода (СО2).
Многие школы в Новосибирске находятся в зданиях, построенных десятки лет назад, в которых центральная приточно-вытяжная вентиляция работает плохо. А пластиковые окна превращают класс в закупоренную комнату, где воздух становится спёртым и сухим, особенно это актуально для зимнего времени года.
В Европе давно изучают микроклимат в школах. Особое внимание уделяют повышенному содержанию углекислого газа (СО2), так как именно превышение углекислого газа создает у человека ощущение «нечем дышать», а также негативно влияет на способность концентрироваться.
Напомним, СО2 — неотъемлемая часть любой воздушной смеси, содержание которого измеряется в миллионных долях (ppm — parts per million). Люди вдыхают воздух с кислородом, а выдыхают с углекислым газом.
Как рассказал Роман Смирнов, директор по исследованиям и разработкам компании TION, два года назад компания провела эксперимент: специалисты с оборудованием выехали в школы и проверили, насколько воздух в них соответствует нормативам.
Согласно «ГОСТ 30494-2011. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», в помещениях, где люди заняты интеллектуальным трудом или учёбой, содержание СО2 должно быть не больше 1000 ppm, температура в помещениях в холодное время года – на уровне 20–22℃, а уровень влажности в помещении зимой – 30%.
«В 13 кабинетах восьми школ были установлены базовые станции системы умного микроклимата MagicAir со встроенными датчиками углекислого газа, температуры и влажности. Все данные, которые фиксировала базовая станция, поступали на облачный сервер в режиме онлайн, а с него – на мобильное приложение на телефоне. После пяти дней мониторинга в период с 8.00 до 19.00 оказалось, что средняя температура соответствует норме только в трёх школах, средняя влажность – в четырёх и ни одна школа не сдала «экзамен» на концентрацию CO2. Во всех случаях она превышала допустимое значение 1000 ppm, нередко в полтора-два раза», – поделился Роман Смирнов.
Как отмечает Елена Целуева, врач-педиатр Центров семейной медицины «Здравица», кандидат медицинских наук такой микроклимат совсем не способствует эффективному усвоению знаний.
«При концентрации углекислого газа СО2 выше 800-1000 ppm могут возникать такие симптомы как головная боль, снижение работоспособности, раздражение слизистых оболочек, и как следствие, воспаление глаз, заложенность носа, воспаление носоглотки, сухой кашель. Быстрее развивается усталость, возникают проблемы с концентрацией внимания. Как следствие этого, повышается заболеваемость и снижается успеваемость учащихся», – поделилась врач.
«Мне кажется, что проблема высокого содержания углекислого газа в воздухе во многих случаях либо не осознается, либо игнорируется в силу различных причин, часто финансовых. Обычно между уроками проводятся форточные «микропроветривания» и всё. Эффект от них исчезает почти мгновенно с появлением детей в классе. Здоровый микроклимат характеризуется определенными параметрами температуры, влажности, уровня CO2 и движения воздуха. Правильный воздухообмен может решить проблемы микроклимата во многих помещениях – чтобы его организовать, нужна центральная система приточно-вытяжной вентиляции или компактные приборы, например, бризеры», – убеждён Роман Смирнов.
Руководство или родительский комитет любой школы могут самостоятельно проверить микроклимат в учебных классах с помощью специального оборудования и, при необходимости, принять меры. Например, тольяттинская частная школа «Общеобразовательный центр «Школа» еще в 2015 году установила бризеры.
По словам директора школы Светланы Сидоровой, воздух в классе стал свежим на протяжении всего учебного дня: «Раньше из-за уличного шума и сквозняков не получалось регулярно проветривать кабинет. Духота плохо сказывалась на внимательности и успеваемости детей. После установки бризеров дети стали меньше болеть, меньше отвлекаться на уличный шум во время урока».