Проблема повышения устойчивости инфекций к существующим антибиотикам усугубилась в период пандемии, когда, по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), антибиотикотерапию получали 80% пациентов с ковидом. Однако фармкомпании активно сворачивают свою работу по разработке новых препаратов.
В частности, американские специалисты приводят в пример распространённые инфекции мочевыводящих путей (или ИМП), которые всё чаще требуют госпитализации из-за неэффективности пероральных антибиотиков.
При этом в прошлом году FDA отказалось одобрить два перспективных пероральных препарата (сулопенем и тебипенем) для лечения лекарственно-устойчивых ИМП, заявив, что требуется больше доказательств того, что они работают так же хорошо, как и современные лекарства. И эксперты считают, что это символ провала в индустрии антибиотиков, пишет Мedscape.com.
Отчет CDC, опубликованный 12 июля, показал, что после значительного снижения в течение предыдущего десятилетия показатели заболеваемости семью смертельно опасными микроорганизмами, устойчивыми к противомикробным препаратам, выросли, в среднем, на 15% в больницах в 2020 году из-за чрезмерного использования у пациентов с ковидом.
Хотя почти 50 000 американцев — и около 1,3 миллиона человек во всем мире — ежегодно умирают от устойчивых бактериальных инфекций, FDA не одобрило новый антибиотик с 2019 года.
Крупные фармацевтические компании, в основном, отказались от разработки антибиотиков, а 7 из 12-ти компаний, которые успешно вывели лекарство на рынок за последнее десятилетие, обанкротились или покинули бизнес антибиотиков из-за плохих продаж.
Это связано с центральным парадоксом: чем больше вводится антибиотиков, тем быстрее бактерии будут мутировать, чтобы обойти его. Поэтому 90% больниц США создают специальные программы по ограничению использования антибиотиков, в том числе, новых. Это, в свою очередь, привело к тому, что инвесторы потеряли интерес к индустрии антибиотиков.
С одной стороны, поток новых лекарств жизненно важен, учитывая неумолимую способность бактерий мутировать и адаптироваться. Но, с другой стороны, около 90-95% смертельных инфекций трудно поддаются лечению не из-за устойчивости к лекарствам, а по другим причинам, связанным с индивидуальными особенностями пациента, считает доктор Самир Кадри.
Поскольку бактериальные инфекции с высокой устойчивостью всё ещё относительно редки, клинические испытания новых лекарств обычно оценивают их эффективность против всех бактерий соответствующего класса, а не против наиболее устойчивых бактерий.
А поскольку новые лекарства часто получают одобрение просто потому, что демонстрируют примерно такую же эффективность, как и существующие лекарства, врачи-инфекционисты обычно избегают их, по крайней мере, на начальном этапе, скептически относясь к их относительно высокой цене и сомнительному превосходству.
«Людей с устойчивостью к антибиотикам не так уж много, — считает доктор Эмили Спивак. — Их недостаточно, чтобы получить ту прибыль, которую хотят компании».
Так, в исследовании 2020 года специалисты проанализировали записи из 134 больниц с 2009 по 2015 год, чтобы найти примеры трудноизлечимых, высокорезистентных заболеваний, вызванных бактериями грамотрицательного типа — ключевой области, вызывающей озабоченность. Из примерно 139 000 грамотрицательных инфекций только 1352 попали в категорию трудноизлечимых – это примерно 1%.
С одной стороны, сдерживание новых антибиотиков приводит к усилению устойчивости к старым лекарствам. Но суть в том, что большинству пациентов не нужны новейшие лекарства. «Просто недостаточно случаев, чтобы создать адекватный рынок для новых антибиотиков», — констатирует доктор Самир Кадри.