Уменьшение количества часов в школьных курсах по практическим дисциплинам – рисованию, труду, музыке, а также увлечения современных детей гаджетами негативно отражается на развитии мелкой моторики. В дальнейшем это может стать препятствием для выбора профессии хирурга.
Преподаватели медвузов Великобритании и США отмечают снижение ловкости рук у студентов, что связано с недостаточным развитием мелкой моторики, сообщает The New Times.
Сегодня не в моде такие детские увлечения как шитьё, вязание, деревообработка, живопись, игра на музыкальных инструментах. Это негативно сказывается на профессиональном уровне хирургов.
По мнению доктора Роджера Нибоуна, профессора хирургического образования в Имперском колледже Лондона, язык прикосновений сложно выучить, будучи уже взрослым – так же, как любой иностранный язык.
В качестве доводов приводятся факты, что многие хирурги с мировой известностью имели в детстве прикладные увлечения – занимались игрой на музыкальных инструментах, увлекались рукоделием, рисованием и так далее.
«Чем раньше вы начнете выполнять физическую, повторяющуюся задачу, тем более укоренившимся и инстинктивным становится моторное мастерство, – отмечает доктор Спецлер, имеющий репутацию виртуозного нейрохирурга. – Что делает хирурга великим, так это неумолимая практика».
Доктор Мария Семенова, хирург-трансплантолог из Медицинского колледжа Университета Иллинойса в Чикаго, возглавила команду хирургов, которые провели первую почти полную трансплантацию лица в 2008 году. Она вспоминает, как в юности часами вязала свитера, вырезала картинки и слова из журналов и склеивала их в сложные коллажи. Такие творческие усилия не только развивают ловкость, считает она, но и требуют трёхмерного воображения, планирования, терпения и точности.
Действительно, научная литература изобилует исследованиями, которые показывают корреляцию между опытом хирургов и результатами пациентов. Чем больше операций выполняет хирург, тем больше вероятность того, что его пациенты будут иметь более короткие сроки пребывания в больнице, меньше осложнений и, самое главное, выживут.
Мария Семенова и её коллеги также задаются вопросом, что, возможно, стоит пересмотреть критерии отбора студентов-медиков для специализации по хирургии. Действующая система отбора стажёров основана на интеллектуальных способностях. При этом, не менее важно, как будущие хирурги обращаются с инструментами, как прикасаются к тканям, а также как реагируют на стресс.