Что должен знать учитель и как вести себя в критической ситуации при диабете? Об этом рассказали на встрече специалистов здравоохранения и образования с сотрудниками образовательных учреждений.
Актуальность подобных встреч объяснила главный диабетолог Министерства здравоохранения Новосибирской области Ольга Сазонова: «Сахарный диабет – проблема не только нашего города, но и всего мира. Сегодня Всемирная организация здравоохранения признаёт это эпидемией».
По словам эксперта, в Новосибирской области на сегодняшний день 562 ребёнка с инсулинозависимым сахарным диабетом. Если сравнить с тем, что было 20 лет назад, это количество в 2,5 раза больше. В большей степени причинами являются экология, стресс и аутоимунные процессы.
«Эти дети ничем не отличаются от других, только тем, что им надо вводить инсулин. Среди них бывают талантливые дети – художники, музыканты и даже спортсмены. Их нельзя игнорировать ни в коем случае», - подчеркивает Ольга Сазонова. В продолжении эксперт пояснила, что проблема диабета тесно связана с неправильным образом жизни, который «навязывается» родителями и педагогом. В том числе, речь о детском ожирении.
За рубежом дети с диабетом не считаются изгоями – это полноценные члены общества. Мы тоже должны создать такую среду, чтобы все дети в школе были в равных условиях.
Практические рекомендации о том, как вести себя с детьми с сахарным диабетом, дала Александра Сударикова, детский эндокринолог.
Основные симптомы диабета следующие: жажда, снижение веса, частое мочеиспускание, утомляемость, неспособность концентрировать внимание.
Что нужно знать педагогам в критической ситуации? Глипогликемия (снижение глюкозы в крови) может развиться у ребенка, если он поставил инъекцию инсулина, но не покушал, или отложил приём пищи, неправильно посчитал дозировку инсулина. Снижение глюкозы в крови проявляется чувством слабости, нервозностью, волнением, мокрым холодным потом, чувством голода, даже нарушением координации – не совсем типичным поведением. Причем это может развиться внезапно, на фоне стабильного состояния.
В такой ситуации учитель должен быть готов уметь оказать первую помощь: при первых симптомах гликогликемии нужно разрешить ребенку что-нибудь съесть. Желательно, это должна быть сладкая пища: конфета, сладкий чай или сок. При отсутствии сладкой пищи это может быть бутерброд, хлеб, булочка. Если помощь оказана вовремя ребенку, состояние стабилизируется довольно быстро. В экстренном случае нужно вызывать скорую медицинскую помощь.
«Обращайте внимание, что если ребенок много пьёт и часто отпрашивается с урока, это может быть свидетельством плохого течения заболевания. Есть смысл обратиться с этим вопросом к родителям для проведения медицинского обследования», - рекомендует специалист.
Иные аспекты проблемы затронула Анастасия Смолина, председатель правления Межрегиональной общественной организации по борьбе с сахарным диабетом «ДиалайфСибирь». В первую очередь, это столовые: в меню должно быть указано количество белков, жиров и углеводов. О второй проблеме заявили сами родители – ребёнок должен знать, где можно сделать необходимые манипуляции, поскольку «он не подойдёт и не скажет, что ему негде уколоться».
«Сегодня диабет – это наш образ жизни, хотим мы этого или нет. Мы с ним живём, и мы просим вас облегчить нам образ жизни», - резюмирует Анастасия Смолина.
Читайте по теме:
Среднестатистический россиянин потребляет 40 кг сахара ежегодно
Российским школьникам с глаукомой и сахарным диабетом I типа разрешат учиться на дому
К 2030 году каждый десятый житель планеты будет болен сахарным диабетом
MODY-диабет: с первого по тринадцатый
Сахарный диабет второго типа: теперь болеют и дети
Диабет: «сладкая» болезнь с горькими последствиями