Ещё 12 взрослых и детских поликлиник будут включены в проект «Бережливая поликлиника» в 2019 году. Сейчас по новым стандартам работают уже 29 медучреждений. Главное направление работы – это меры по сокращению очередей и времени ожидания в очереди у кабинетов и в регистратуру.
Также в приоритете проекта – развитие пациентоориентированности. Об этом рассказала начальник регионального центра организации первичной медико-санитарной помощи по Новосибирской области Елена Белугина.
По словам специалиста, вторым большим разделом этой работы будет, кроме планировочных решений, и экономическая эффективность.
«При оптимизации процессов мы понимаем, что можем высвободить какие-то дополнительные финансовые средства в поликлиниках, которые могут пойти на развитие самой поликлиники – для создания комфортных условий, качественной и доступной навигации, для дополнительных информационных электронных табло. И тем самым сделать так, чтобы комфортно было пациенту приходить и в бюджетную организацию, а не только в частные клиники. Думаю, что у нас должно получиться», – уверена Елена Белугина.
Работа с поликлиниками, которые вступают в проект, начинается с анкетирования и выявления самых больных точек в медучреждении.
«Понятно, что мы сталкиваемся с тем, что это регистратура – самая больная «точка кипения». Но есть и другие проблемы, которые подсвечиваются, если правильно задавать вопросы пациентам», – отмечает Елена Владимировна.
Среди других процессов, требующих внимания, – оптимизация работы врачебной комиссии, оптимизация выписки льготных лекарств.
Ведь сегодня для получения рецепта пациенту порой необходимо не раз прийти в поликлинику, посетить несколько разных кабинетов, а иногда и вернуться в одни и те же кабинеты за подписью или печатью.
«Мы также будем с помощью картирования процессов раскладывать эти процессы, смотреть, как движутся пациенты, как движется информация, сотрудники и оптимизировать, сокращать все потери», – рассказала Елена Белугина.
Конечно, отмечает специалист, «волшебного» преображения поликлиник ожидать не стоит. Кардинально всё поменяться может через 6 – 8 лет: «Потому что взято всего три направления в предыдущих медорганизациях. Это капля в море тех процессов, которые происходят в поликлиниках. Их тысячи – процессов, которые можно делить, улучшать. Брали самые кричащие: регистратура, участковый врач, забор крови. Сейчас мы развиваемся и немного другие направления берём… Это кропотливый длительный труд, непрерывное совершенствование».
Лучшие внедрённые практики и пути решения будут предлагаться другим поликлиникам для того, чтобы они, при наличии той же проблемы, могли брать уже отработанные варианты, без трудозатрат раскладывания больших карт процессов.
Насколько руководители и сотрудники новосибирских медучреждений готовы меняться? Как отметила Елена Владимировна, сначала приходится сталкиваться с отрицанием и шоком.
«Но, когда первые результаты видны – это нематериальная мотивация для сотрудников: что изменения возможны, что они к лучшему, что им стало легче», – поделилась эксперт.