Одним из актуальных вопросов в лечении и диагностике аутоиммунных заболеваний нервной системы, по мнению неврологов, остаётся РИС. В рамках конференции «Аутоиммунные заболевания нервной системы – от диагноза к терапии» в Новосибирске этой теме было посвящено отдельное выступление.
Денис Коробко, врач-невролог Областного центра рассеянного склероза и других аутоиммунных заболеваний нервной системы ГНОКБ (Новосибирск) выступил перед коллегами с докладом «РИС – субклинический рассеянный склероз? За и против», а также поделился существующими проблемами с журналистами.
Как рассказал доктор, термин «радиологический изолированный синдром» был предложен ещё в 2009 году. Его использовали для обозначения таких случаев, когда у пациента отсутствуют какие-либо симптомы рассеянного склероза, однако на МРТ видны изменения, характерные для этого заболевания. Более того, при дальнейшем наблюдении можно выявлять динамику, характерную для рассеянного склероза, без каких-то симптомов.
«Конечно, такие случаи стали интересовать специалистов», – поделился Денис Сергеевич.
К настоящему времени есть научные наработки и данные исследований с пятилетним наблюдением, которые показывают, что за срок чуть меньше пяти лет у трети пациентов происходит клиническая конверсия, то есть развиваются симптомы, и у части из них подтверждается диагноз «рассеянный склероз» и, соответственно, начинается лечение.
«Весь научный мир сейчас занимается поиском биомаркеров – тех факторов, которые могли бы предсказать, уже после томограммы, подозрительной на заболевание, но при отсутствии симптомов, относится ли человек с этими находками на МРТ к высокому риску развития рассеянного склероза или это может быть какая-то другая причина, где не нужен длительный мониторинг», – такое направление работы современной неврологии выделил Денис Коробко.
Также он отметил, что последние рекомендации 2018 года обязывают врачей в подобной ситуации спросить у пациента, хочет ли он дальнейшее наблюдение. «Поскольку есть такое понятие как психоиммунология, в том числе, психоневрология и, собственно, если человек будет ходить под таким гнётом неопределённости – мы должны с него взять согласие, что он будет приходить каждые полгода или год и делать МРТ при отсутствии клинических показаний как таковых», – пояснил доктор.
Сейчас в новосибирском центре идентифицировано 37 человек с РИС. Из них 26 находятся под наблюдением, а одиннадцати пациентам, у которых сначала были обнаружены очаги на МРТ без симптомов, в дальнейшем был поставлен диагноз «рассеянный склероз», и они получают лечение.
«Мы сейчас, даже понимая, что человек относится к высокому риску, можем в этой ситуации официально рекомендовать только более частое наблюдение для того, чтобы не пропустить, когда разовьётся клиническая атака... Пока симптомов нет – это не клинический диагноз «рассеянный склероз» и терапия не разрешена», – прокомментировал Денис Сергеевич действующие рекомендации.
Может ли у пациента с РИС не развиться рассеянный склероз? По словам доктора Коробко, такие случаи регистрировались. По данным аутопсии – посмертных исследований отмечали порядка чуть меньше процента случаев, когда изменения, характерные для рассеянного склероза, находили только на вскрытии. При анализе же медицинской документации и опросе родственников выяснялось, что человек к врачам не обращался и никаких симптомов данного заболевания у него не было.
«Такое тоже нельзя исключать, и это как раз говорит о том, что мы без детальной проработки вопроса не должны преждевременно вмешиваться. Хотя, в определённой степени это, казалось бы, просто начальная доклиническая стадия самого заболевания», – выразил своё мнение специалист.
В настоящее время продолжаются исследования по поиску более надёжных факторов, которые бы помогали «предсказывать» риск развития заболевания, а также параллельно идёт два крупных клинических исследования, по результатам которых, возможно, произойдут какие-либо изменения в этом вопросе.
Читайте также:
Дефицит витамина D способствует повышению риска развития рассеянного склероза