Среди основных причин снижения мужской фертильности – курение, избыточный вес, неблагоприятные факторы окружающей среды, заболевания половой сферы и оксидативный стресс.
Такие данные были озвучены в ходе Школы репродуктивного здоровья, прошедшей во 2-й день симпозиума по репродуктивной и сексуальной медицине «Встреча на Оби».
Бесплодие и сниженный уровень фертильности является не только научной проблемой, но имеет значимость с точки зрения социально-демографической ситуации в стране. Несмотря на то, что в настоящий момент в РФ наблюдается тенденция к повышению рождаемости, тревогу специалистов по репродуктивной медицине вызывает рост числа супружеских пар репродуктивного возраста, страдающих бесплодием. В настоящее время их количество достигло 15-17%. При этом до 45% в структуре бесплодия приходится на долю женщин и 40% – на долю мужчин.
Увеличивается количество мужчин детородного возраста с разными отклонениями в репродуктивной функции, что даже отразилось в изменениях референтных показателей сперматогенеза, использующихся ВОЗ.
Если в 1921 году нормальным количеством сперматозоидов в эякуляте считалось 100 млн в 1 мл, то в 2010 нормой считается уже 15 мл.
Причины мужского бесплодия и субфертильности интенсивно изучаются разными специалистами. Активно проводятся исследования по установлению роли целостности ДНК в сперматозоидах при оценке мужского репродуктивного потенциала.
Профессор Людмила Осадчук, д.б.н., Институт цитологии и генетики СО РАН, г. Новосибирск в лекции на тему «Фрагментация ДНК сперматозоидов: роль эколого-географических факторов и образа жизни» продемонстрировала на большом количестве исследований эякулята в различных регионах России, в том числе в Новосибирске, роль экологических и географических факторов, а также образа жизни на изменение структуры ДНК в сперматозоидах.
Фрагментация ДНК в сперматозоидах взаимосвязана с увеличением количества бесплодных пар и, по словам эксперта, может служить независимым индикатором качества спермы. Факторы индивидуального образа жизни, особенно курение и избыточный вес могут изменять уровень фрагментации ДНК в сперматозоидах и оказывать неблагоприятное воздействие на их качество.
Демонстрируя влияние курения на целостность ДНК, эксперт сообщила: «На примере мужчин Новосибирска, которых в исследовании было три группы, которые не курят, курят умеренно и курят много, больше 10 сигарет, мы видим, что у тех, которые интенсивно курят, фрагментация ДНК повышена и индекс фрагментации приближается к критическим величинам. Несмотря на то, что в исследовании были молодые люди, средний возраст 21 год, интенсивное курение уже вызывало у них изменение ДНК сперматозоидов».
Кроме названых факторов, на уровень фрагментации ДНК влияют и факторы окружающей среды (пестициды, радиация, высокая температура, экотоксиканты), патологические процессы, имеющиеся у конкретного мужчины (варикоцеле – варикозное расширение вен семенного канатика, длительная лихорадка, инфекции мочеполовой системы, крипторхизм, рак), оксидативный стресс (дисбаланс между антиоксидантной системой и продукцией активных форм кислорода) и возраст мужчины более 40 лет.
Специалисты отметили, что мужчинам эти факторы риска важно знать и, при возможности, профилактировать, если есть цель оставить после себя потомство.