Болезнь Альцгеймера возможно обнаружить по анализу крови на ранней стадии и отследить её течение – убедительные доказательства этого получили исследователи из Университета Гетеборга.
Публикация, посвящённая данным исследованиям, размещена на сайте Гетеборгского университета. По мнению авторов, новый тест имеет большое значение для потенциального использования в клинической практике.
«Сценарий мечты – сдать анализ крови для раннего выявления и скрининга болезни Альцгеймера. Это даст значительно большему количеству людей в мире доступ к тестированию и будущему лечению», – отмечает Майкл Шёлль, один из ведущих авторов.
После десятилетий исследований стало понятно, что проблемы с памятью, связанные с болезнью Альцгеймера, – это лишь верхушка айсберга основных дегенеративных процессов в головном мозге, которые незаметно развивались годами или даже десятилетиями.
Эти процессы возникают в результате аномальной агрегации амилоидных и тау-белков в головном мозге, причем эти агрегаты являются определяющими патологическими признаками болезни Альцгеймера. До недавнего времени эти белковые агрегаты можно было обнаружить только в мозге умерших пациентов при вскрытии.
На сегодняшний день уже существуют методы, позволяющие производить диагностику с использованием спинномозговой жидкости живых людей. Однако эти методы дороги, инвазивны и часто доступны только в специализированных центрах. Таким образом, в настоящее время только небольшая часть пациентов может воспользоваться этими возможностями.
Исследователи из Sahlgrenska Academy Университета Гетеборга в 2020 году предложили новый способ диагностики, доступный и минимально инвазивный – это недорогой анализ крови, способный обнаружить присутствие фосфорилированного тау-белка (p-tau181) – основного биомаркера, определяющего признака болезни Альцгеймера.
Теперь исследователи сосредоточились на диагностических характеристиках этого маркера крови и на том, как он изменяется с течением времени в процессе здорового старения и во время болезни. О результате этих исследований они рассказали в трёх последних научных публикациях в журналах Molecular Psychiatry, Brain и JAMA Neurology.