«Тамара Джановна наблюдала мою дочку 30 лет лет назад, и сейчас я бы очень хотела показать ей своего внука. Как найти?». Этот вопрос из Интернета дорогого стоит. К счастью, Тамара Джановна Амирова работает. Консультирует, учит студентов, курирует начинающих врачей. Она – доцент кафедры педиатрии и неонатологии НГМА. Её профессионализм отмечен знаком «Отличник здравоохранения».
Жизнь весом с полкило
Неонатологи работают с самыми маленькими пациентами – детьми первого месяца жизни. И эти врачи дают шансы жить даже крохе, пришедшей в мир весом с полкило. По этому случаю существует и жёсткое мнение. Мол, естественный отбор – это закон природы, который не человеком написан. Выживает сильнейший. И тот, кому на роду не написано было жить, всё равно не сможет жить полноценно. Так надо ли вмешиваться в ход вещей, вытягивая полкило новенькой и слабенькой жизни?
У доктора с огромным опытом сомнений нет: «Сегодня есть всё, от аппаратуры и специальных реанимаций для новорожденных, где работают высочайшей квалификации специалисты, до лекарств, чтобы выходить маловесных и сложных детей. В середине девяностых, когда Россия только перешла на критерии живорожденности ВОЗ, трудности были даже с медикаментами. Но и тогда выходы из ситуаций находились».
А для того, чтобы снять вопрос относительно уместности, достаточно увидеть здоровых растущих мальчиков и девочек, которых мамы приводят на консультации. По развитию эти дети абсолютно не уступают ровесникам, родившимся со «стандартными параметрами».
Будет ли здоров ребёнок, которого доктора выхаживали, во многом зависит и от семьи, считает Амирова: «Если сын или дочь желанны, любимы, если родители и родственники относятся к крохе с вниманием и серьёзностью – шансы, что такой ребёнок будет развиваться нормально, высоки. Не зря же теперь мам к новорожденным пускают даже в реанимацию».
Диагноз по картинке
Поступая в новосибирский медицинский в 1954 году, Тамара Джановна видела себя микробиологом. Тогда в НГМИ был только один факультет – лечебный. Педиатрия преподавалась на кафедре детских болезней. Кафедрой заведовал влюблённый в педиатрию доцент Александр Васильевич Соловьёв. Рядом с такими людьми всегда – бурление. На пятом курсе Тамара Джановна вместе с учителем переводила статьи из свежих книг и журналов по специальности. Во время, когда СССР считалась закрытой страной, новая информация на языках оригинала (европейских языках) – была! Другое дело, язык знали не все.
После пяти лет практической работы педитром была двухлетняя ординатура всё у того же Соловьёва. На память об учителе, «заразившем» медицинской специализацией, осталась – вот эта подаренная репродукция голландца Стена «Больная и врач». По бледности кожи героини и выражению лица доктора на картине Тамара Джановна поставила точный диагноз: художник запечатлел начало родов.
Ещё один знаковый учитель в жизни – Валентина Семёновна Приходько. Академик Академии наук высшей школы Украины в то время была профессором кафедры детских болезней Харьковского медицинского института. Именно она стала научным руководителем аспиранта Амировой.
«Научная работа шла на базе республиканской многопрофильной больницы. В лаборатории при этой больнице я и жила. Как руководитель Валентина Семёновна нас учила, что мы прежде всего – врачи, клиницисты, практики. И наши научные изыскания должны быть напрямую связаны с запросами практической медицины. Вообще она считала, что лучшие научные работы пишутся ночью, в перерывах между врачебной деятельностью. При этом Валентина Семёновна делом показывала, что наша профессия – круглосуточная. Ей можно было в любое время звонить, если дело касалось сложных пациентов», – вспоминала Тамара Джановна учителя.
В 1972 году она вернулась в Новосибирск кандидатом наук. К этому времени в медицинском уже работал второй крупный факультет – педиатрический, созданный во многом благодаря Вере Николаевне Потаповой, тоже ученице А.С. Соловьёва. Тамара Джановна пришла работать на кафедру госпитальной хирургии при новом факультете, которой руководила Вера Николаевна. И вот уже 43 года Амирова учит тех, кому мы потом доверяем самое ценное – детское здоровье.
Студенты и интерны уже привыкли – всегда доброжелательная и тактичная Тамара Джановна на экзамене не будет «входить в положение»:
«Да, меня иногда просят: «Я всё равно педиатром не буду. Пожалуйста, поставьте мне зачёт-экзамен». Всегда отвечаю, что если у человека будет в дипломе запись врач-педиатр, то я как мама и бабушка не могу позволить, чтобы человек был не готов работать квалифицированно. Например, чтобы рассчитать потребность в питании и дозу лекарств для новорожденного пациента, нужно знать определённые формулы. А если доктор в расчётах ошибётся?»
…Благодарных учеников у Тамары Джановны очень много. Как человек воспитанный она очень переживала, что всех назвать не получится. Главное, что – помнит. Всех!
Врач как образ жизни
Профессия врача сродни любой другой творческой. Чтобы в ней состояться, любимая профессия становится образом жизни. В шестидесятые годы, тогда ещё молодой доктор заведовала отделением новорождённых городской больницы. И когда никаких сомнений не оставалось, насколько важен резус-фактор для того, чтобы беременность состоялась, и чтобы ребёнок родился здоровым, доктор Амирова едет в тогдашний Ленинград (авторитетная питерская школа педиатрии в России старейшая) учиться: определять этот самый резус-фактор и выполнять операции замены по переливанию крови. Курируя в Новосибирске «конфликтных» мамочек, Тамара Джановна первой стала применять на практике очень нужные полученные знания.
И вообще брать на себя ответственность – в стиле этой хрупкой женщины. Тамара Джановна была на общественных началах главным неонатологом города и области, руководила городской секцией неонатологов, заведовала курсом неонатологии в НГМА. А ещё Тамара Джановна была в составе перинатальной комиссии города. Работа комиссии предполагает «разбор полётов», почему умер младенец. К смерти сложно привыкнуть. Особенно, когда умирает ребёнок. И когда ты сама мама, невозможно не сопереживать женщине, надежды которой не сбылись.
«Муж, человек с техническим образованием, всегда чувствовал, когда я в мыслях оставалась на работе. Он никогда не обижался. Только спрашивал: «Что, опять на работе сложный случай? Ничего, будет новое утро. И ты обязательно всё поймешь и примешь решение». И правда, становилось спокойнее. А утром я действительно знала, что делать», – вспоминает Тамара Джановна с грустной улыбкой.
…Ревность к работе невозможна при очевидном обстоятельстве – когда два человека воспринимают друг друга не персональной собственностью, а личностями. Любимыми и любящими. И дети – при всей загруженности родителей – в таких семьях растут замечательными. Ведь их воспитывают не столько словом, сколько примером. Два сына врачами не стали. Но они смогли по-врачебному терпеливо ухаживать за тяжело заболевшим дедушкой, дав возможность маме не прерывать учёбу в Ленинграде.
Однако медицинская династия всё-таки продолжается. На данном этапе – в невестках.