Следы далёких прародителей современной «скорой» находятся в раннем средневековье. На пути в Иерусалим паломников встречали «странноприимные» дома, где странники могли рассчитывать на помощь.
Позже, а точнее в 1417 году, в Голландии заработала ещё одна служба помощи тем, кто в дороге. Как известно, эта страна пронизана каналами. И тонущих на воде людей нужно было спасать.
Однако первая станция скорой помощи открылась позже, в 1881 году. И не в Голландии, а в Австрии. И толчком стала не вода, а … огонь. В Вене случился страшный пожар в Большом театре.
Вскоре благодаря доктору Ярославу Мунди заработала и первая станция «скорой». Правда, без единого штатного сотрудника! Безвозмездную помощь пострадавшим оказывали врачи-волонтёры.
Обидно, что сама идея необходимости экстренной медицинской помощи в России возникла много раньше, чем в той же Австрии. Доктор Генрих Людвигович Аттенгофер в 1818 году пытался привлечь внимание властей Петербурга к проекту «…для спасения обмирающих скоропостижно или подвергнувших свою жизнь опасности». Без ответа.
Настойчивее оказался Фёдор Петрович Гааз, прозванный современниками «святым доктором». В 1826 году он ходатайствует о должности «особого врача для…нуждающихся в незамедлительной помощи». Прошение отклонено.
Гаазу потребовалось ещё 18 лет, чтобы в Москве заработала «полицейская больница для бесприютных».
И хоть больница оказывала экстренную помощь, «скорой» она не была и своего транспорта не имела. Работала с теми пациентами, кого могли доставить сердобольные сограждане.
Настоящее рождение отечественной «скорой помощи» состоялось 28 апреля 1898 года. Тогда в Москве при двух полицейских участках были открыты для начала две станции скорой помощи. Каждая была серьёзно экипирована: каретой, необходимыми лекарствами и инструментами, бинтами. На вызовах работала целая бригада: врач, фельдшер, санитар.
Внушительную сумму на покупку карет пожертвовала купчиха Анна Ивановна Кузнецова. Она же поначалу финансировала работы станций. За два дебютных месяца «скорые» приняли 82 вызова.
И хоть большинство касались помощи пьяным людям (27 человек), кареты осуществили 12 перевозок сложных больных в стационар. «Боевое крещение» два экипажа скорой приняли 13 июня 1898 года, спасая людей, попавших в катастрофу. В доме Суровцева упала строящаяся каменная стена. Пострадавших – девять человек. Кареты прибыли на место. Четырём травмированным оказалось достаточно первой помощи, а пять страдальцев пришлось госпитализировать.
Через год, 7 марта 1899 года, в Петербурге благодаря стараниям известного хирурга Николая Вельяминова открыли 5 таких станций. В начале следующего, XX века, станциями скорой помощи могли похвастаться ещё семь российских городов. Любопытно, что до 1912 г. кареты «скорой» везли исключительно лошади. И только во втором десятилетии лошадей стали менять на санитарные автомобили. В основе чертежей, по которым изготавливался первый отечественный санитарный транспорт, легли разработки конструкции городской кареты, сделанные доктором Московского почтамта Владимиром Поморцовым.
Важным в истории «скорой помощи» советского периода стоит считать 1928 год. Именно тогда в Москве был открыт первый НИИ скорой помощи (им. Н.В. Склифосовского). Второй НИИ подобного профиля был открыт в 1932 году, в тогдашнем Ленинграде. В 1950 году ленинградский институт получил имя И. И. Джанелидзе. Авторитетный хирург, Герой Социалистического Труда, он был научным руководителем НИИ со дня основания. Даже в блокаду институт продолжал работу, практическую и научную.
Знаковым 1928 год остаётся ещё и потому, что в Москве впервые заработала специализированная психиатрическая бригада. Удачный опыт был продублирован в Ленинграде в 1931 году. А в 1957-1958 годах город на Неве впервые оценил работу ещё одной абсолютно новой специализированной медицинской бригады помощи (СМБ) больным с тяжёлыми травмами и шоком. Далее, в шестидесятых, в обеих столицах и в крупных городах СМБ создавались активно и работали профессионально и адресно: кардиореанимационные, педиатрические, неврологические, гематологические, токсикологические.