Ваш город:
18+

Татьяна Бекишева

9

Современные аналоги клятвы Гиппократа

История клятвы Гиппократа: от Древней Греции до наших дней

Современные аналоги клятвы Гиппократа
Источник изображения: ru.freepik.com

Врачи, если вспомнить «родословную» профессии, – родственники богов. Ещё потомки Асклепия, древнегреческого бога медицины, давали клятву, которая передавалась потомкам рода из уст в уста.

Примерно в 300 году до н.э. её уже письменно зафиксировал знаменитый Гиппократ. Клятва Гиппократа, как и всё живое, с тех пор подвергалась изменениям. Но главные её принципы таковы, что остаются сообразными любому времени за окном.

www.pixabay.com

Так, одно из главных девяти обязательств, заложенных в клятве древней и вечной, записано как «Не навреди». А ещё на врача налагались обязательства перед учителями, коллегами и учениками: всё-таки, медицина – дело живое, и благодарность учителю, тебя выпестовавшему, не имеет права оставаться просто формальностью.

Врач должен быть ещё и по-человечески порядочен и не болтлив. 

«Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной», — записано в клятве Гиппократа.

Увы, сколько раз и звёзды кричали в возмущении, увидев в таблоидах пикантную информацию о своём здоровье, и сколько раз простые смертные взывали к врачам: «Вы же давали клятву Гиппократа!». Вероятно, о нарушениях понятных заповедей говорится больше, потому что они причиняет настоящую боль, от которой хочется кричать. А случаи нормального служения клятве воспринимаются как само собой разумеющееся.  Как то, что небу положено быть синим, а солнцу ярким.

Но, пожалуй, самые массовые нарушения святой врачебной заповеди «Не навреди» выпали на Вторую мировую войну. Чего стоят жуткие научно-медицинские эксперименты в нацистских концлагерях! На живых людях! К счастью, в 1947 году в Приложении к Приговору нацистским медикам уже был чётко прописан Нюрнбергский кодекс.

Кодекс сводился к 10 правилам проведения медико-биологических экспериментов на людях и охранял заповедь «Не навреди». Например, за испытуемым закреплялось право остановить эксперимент, а за экспериментатором появлялась обязанность «сделать это, если степень риска возрастает выше допустимой меры».

Через год после Нюренбергского кодекса Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) – международная неправительственная организация врачей приняла по сути привязанную к   новому времени новую версию клятвы Гиппократа, Женевскую декларацию. 

По декларации врач брал на себя обязательство, например, проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента зачатия. Все пациенты, вне зависимости от национальности и расы, имели право на квалифицированную помощь.

А ещё через год, уже в 1949 году, та же ВМА принимает подробный «Международный кодекс медицинской этики». Базой этого документа также стала клятва, записанная Гиппократом. Кодекс предписывает доктору «… уважать права пациента, коллег, другого медицинского персонала… Врач должен соблюдать в абсолютной тайне все, что он знает о своем пациенте, даже после смерти последнего...».

ВМА действует и поныне. Организация приняла массу важных и нужных документов. Например, «Положение об оплодотворении in vitro и трансплантации эмбрионов» (1987), «Положение о стратегии в области ухода за пациентами с тяжёлыми хроническими болями при неизлечимых заболеваниях» (1989), Положение о медицинской небрежности (1992).

В СССР сообщество врачей было очень большим (примерно 1,2 млн), но советские доктора в ВМА не входили. Вероятно, в этом одна из причин, что этические документы в стране принимались всё же с задержкой.


Так, «Присяга врача Советского Союза» была принята в 1971 году. А «Кодекс врачебной этики», по сравнению с женевским, опоздал примерно на четверть века.

Причём, в нашей версии Кодекса не заострялось, внимание, например, к соблюдению врачебной тайны после смерти больного.

Но объективности ради стоит сказать, что несмотря на отставания с документами, в СССР вопросы медицинской этики всё же не замалчивались.

Ещё в 1944 году хирург-онколог, будущий Герой Социалистического Труда Николай Николаевич Петров издаёт книгу «Вопросы хирургической деонтологии».


Доктор много внимания уделяет этическим моментам, «принципам поведения медицинского персонала».  Благодаря хирургу Петрову и его книге, в 1969 году в СССР прошла Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии*.

Интересно, что после ухода СССР клятва врача претерпевала изменения трижды. И каждый раз называлась она по-разному. В 1994 году была принята Клятва российского врача, позже, в 1999 году, —  Клятва врача России. Начиная с 2011 года, будущие пироговы и мечниковы дают Клятву врача Российской Федерации.

* Деонтология – это раздел этики, который касается проблем долга


Оценить материал

Вернуться ко всем новостям

Комментарии 0
Подписаться на комментарии
Добавить комментарий
Читайте также