Ваш город:
18+

Аптечная служба. 1990-е, 2000-е годы

Аптечная служба. 1990-е, 2000-е годы

Аптечная служба. 1990-е, 2000-е годы
Источник изображения: «История здравоохранения Новосибирска». Под ред. В.М. Чернышева, А.Ф. Финченко. Мэрия Новосибирска, Управление здравоохранения. Новосибирск, 2005 год.
С января 1990 года все 279 аптек Новосибирской области (в т.ч. 76 — в Новосибирске), входящих в состав областного ПО «Фармация», были переведены на новые условия хозяйствования с нормативным распределением дохода, что позволило обеспечить самостоятельность учреждений, усилить персональную ответственность руководителей, повысить заинтересованность каждого работника в конечном результате своего труда, создать условия для социального развития коллективов.

В 1991 году на территории Новосибирской области появилась гомеопатическая аптека на базе аптеки № 118 Дзержинского района.

В 1992 г. все аптечные предприятия получили статус юридического лица, что позволило им самостоятельно формировать свои планы, образовывать фонды при прекратившемся централизованном снабжении, производить самостоятельно закупки лекарств для обеспечения обязательного ассортимента всей номенклатуры лекарственных средств. В 1992 году образован единственный в России отраслевой профсоюз работников учреждений и предприятий «Фармация», который входит в состав Федерации профсоюзов Новосибирской области и через нее в Федерацию независимых профсоюзов России. На должность председателя обкома отраслевого профсоюза была избрана Зинаида Степановна Фейфорова.

Государственные функции по управлению аптечным делом в области выполняло производственное предприятие «Фармация», находясь в составе Управления здравоохранения.

«История здравоохранения Новосибирска». Под ред. В.М. Чернышева, А.Ф. Финченко. Мэрия Новосибирска, Управление здравоохранения. Новосибирск, 2005 год.
Состояние лекарственного рынка области на начало 90-х годов характеризовалось:

— отсутствием законодательной и нормативной базы в сфере лекарственного обеспечения;
— ликвидацией централизованного снабжения медикаментами по всей номенклатуре лекарственных средств; отсюда — неуправляемый поток лекарственных средств, особенно из-за рубежа;
— резким ростом цен на медикаменты;
— увеличением доли импортных лекарственных средств и, как следствие, возрастанием объема анализов по проверке лекарств, ввозимых из-за рубежа;
— появлением на рынке большого количества структур негосударственной формы собственности, не имеющих профессионального опыта в обращении с лекарственными средствами и требующих особого контроля за их деятельностью;
— необходимостью создания системы лицензирования фармацевтической деятельности.

В 1993 г. было принято решение о создании в структуре администрации области государственного органа контроля за фармацевтической деятельностью аптечных учреждений, предприятий, независимо от форм собственности в условиях формирования рыночных отношений.

В 1994 году был создан комитет по фармацевтической деятельности администрации Новосибиркой области. Председателем комитета была назначена Степанова Валентина Ивановна.

При комитете были организованы коллегия, балансовая комиссия, аттестационная комиссия. В 1994 году разработан порядок и организована система лицензирования фармацевтической деятельности на уровне области; утверждены нормативные документы, стандарты по видам фармацевтической деятельности. При Комитете по фармацевтической деятельности создан Лицензионно-аккредитационный центр. В целях осуществления надзора за соблюдением установленного порядка ценообразования на лекарственные средства в структуре Комитета по фармацевтической деятельности создан сектор по контролю за ценами.

«История здравоохранения Новосибирска». Под ред. В.М. Чернышева, А.Ф. Финченко. Мэрия Новосибирска, Управление здравоохранения. Новосибирск, 2005 год.
По состоянию на 01.01.95 г. в Новосибирске работали 76 государственных хозрасчетных аптек и 5 аптек негосударственной формы собственности. Наряду с государственными оптово-производственными предприятиями «Фармация» и «Аптечный склад», поставку медикаментов в область осуществляли 120 предприятий негосударственной формы собственности. Реализация товара, поставляемого предприятиями негосударственной формы собственности, составляла 60 % товарооборота розничной аптечной сети. В аптеках области ассортимент жизненно важной номенклатуры составлял около 57 %, а на государственных аптечных складах - около 70 %. В аптеках области трудилось 563 провизора и 1616 фармацевтов.

В 1995 году закуп жизненно важных лекарственных средств, согласно принятым социальным программам («Сахарный диабет», «Туберкулез», «Онкология», «Дети России» и др.), берет на себя администрация области; основным поставщиком препаратов является ГОПП «Фармация». Распоряжением администрации области устанавливаются предельные размеры торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Укрепляется материально-техническая база контрольно-аналитической лаборатории. Администрацией области выделены ассигнования для закупки нового оборудования.

С января 1995 года каналом информации для фармацевтических работников стал выпускаемый ежемесячно бюллетень «Фармацевтическое дело», где опубликовывались все нормативные документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность.

В 1996 году произошло увеличение процента наличия отечественных лекарственных средств с 10—12 % до 43 % (на начало 90-х гг.)

В 1997 году в Новосибирске при нормативе 115 функционируют уже 116 аптек, 47 из которых — негосударственной формы собственности. В то же время ни одна из аптек негосударственной формы собственности не занимается изготовлением лекарственных форм.

В 1997 г. Постановлением главы администрации области № 533 от 24.09.97 г. была разработана и утверждена областная целевая программа «Централизованный закуп лекарственных, диагностических средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения для государственных нужд Новосибирской области» на 1998-2000 гг. Была разработана и предложена руководителям фармацевтических организаций для внедрения в работу концепция кадровой политики, сформулировавшая первоочередные задачи и основные направления.

В соответствии с решением городского Совета № 101 от 30.11.95 г. 64 государственных аптечных предприятия — юридических лица — и 2 магазина оптики, расположенные в Новосибирске, в 1998 году были переданы в муниципальную собственность.

Постановлением мэрии № 830 от 02.02.98 г. в структуре Управления здравоохранения и лекарственного обеспечения мэрии организован Отдел лекарственного обеспечения. В 1998 г. 2 октября вступил в силу областной закон «О лекарственном обеспечении населения на территории Новосибирской области».

С целью реализации задач, стоящих перед территориальными органами исполнительной власти в сфере лекарственного обеспечения на территории Новосибирской области, в 1998 году Комитет по фармацевтической деятельности был преобразован в Управление фармацевтической деятельности администрации области. Начальником управления была назначена Валентина Ивановна Степанова.

«История здравоохранения Новосибирска». Под ред. В.М. Чернышева, А.Ф. Финченко. Мэрия Новосибирска, Управление здравоохранения. Новосибирск, 2005 год.
С целью защиты прав и интересов потребителей и проведения единой государственной политики в области обеспечения населения высококачественными лекарственными средствами на территории Новосибирской области на базе контрольно-аналитической лаборатории Новосибирской области создано областное государственное учреждение здравоохранения «Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Новосибирской области». В состав центра входят отдел по сертификации лекарственных средств и контрольно-аналитическая лаборатория.

Постановлением мэрии Новосибирска № 1320 от 19.10.99 г. образован Комитет мэрии по лекарственному обеспечению. Председателем комитета назначена Валентина Михайловна Лукьянова. Под ее руководством налажена система обеспечения лекарственными средствами по льготным и бесплатным рецептам жителей Новосибирска, основанная на взаимодействии Комитета мэрии по лекарственному обеспечению с Управлением здравоохранения мэрии, Управлением социальной поддержки населения мэрии, районными администрациями, общественными организациями.

С целью организации централизованного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактических учреждений Новосибирска и районов области в октябре 2000 года создано областное государственное учреждение «Новосибоблфарм» с подчинением Управлению фармацевтической деятельности администрации области.

По состоянию на 1 января 2001 г. лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения Новосибирска осуществляли:

— 188 аптек, обслуживающих население, из которых муниципальных — 67, негосударственных — 113, государственных — 2, ведомственных — 6;
— 1 муниципальный аптечный магазин;
— 11 аптечных магазинов негосударственной формы собственности;
— 27 аптек лечебно-профилактических учреждений, из которых муниципальных —14, ведомственных — 13.

Значительный вклад в удовлетворение потребности населения Новосибирска в аптеках «Оптика» внесли и ГУН «Областной центр «Оптика»» (директор — Л.В.Воинова) и ГУП ПМЦ «Зрение» (директор — Л.В.Баско). «Областной центр «Оптика»» много лет на рынке оптики был известен как единственное предприятие, изготавливающее очки сложной астигматической коррекции по индивидуальным заказам-рецептам.

Сориентироваться в многообразии лекарственных средств населению города помогал Справочно-информационный центр фармацевтической информации, который являлся единственным источником сведений о наличии лекарств в аптеках города. Он предоставлял информацию как о наличии препарата в определенных аптеках города, так и о его стоимости с указанием адреса и телефона аптеки, предлагающей наиболее дешевые препараты. Услуга по предоставлению информации о наличии и стоимости конкретного лекарственного препарата оказывалась быстро благодаря использованию автоматизированной информационной системы — «Наличие лекарств в аптеках города», — включавшей в себя информацию, поступавшую из аптек Новосибирска различных форм собственности. Последние 10 лет руководила работой Справочно-информационного центра фармацевтической информации Никифорова Любовь Михайловна.

В настоящее время государственная политика в сфере лекарственного обеспечения населения строится на принципах, предусмотренных областным законом «О лекарственном обеспечении населения на территории Новосибирской области».

Источник: «История здравоохранения Новосибирска». Под ред. В.М. Чернышева, А.Ф. Финченко. Мэрия Новосибирска, Управление здравоохранения. Новосибирск, 2005 год.

Оценить материал

Вернуться ко всем новостям

Комментарии 0
Подписаться на комментарии
Добавить комментарий
Читайте также