Современные дети часто проводят в школах по семь-восемь часов и, конечно же, родители хотят, чтобы ребёнок усваивал знания на сытый желудок. Об организации школьного питания и приемлемых вариантах обеда «с собой» мы поговорили с Яковом Новосёловым, директором Сибирского Федерального Центра оздоровительного питания, к.м.н.
– Яков Борисович, насколько актуальна проблема школьного питания?
– Проблема питания в детских социальных учреждениях – это школы, детские сады и так далее – стоит достаточно остро, и уже фактически 7 лет мы очень плотно этими вопросами занимается. Все эти годы мы видели огромное количество фальсификата, суррогата, поставляемое в школы.
К сожалению, это не может не отражаться отрицательно на здоровье. Примерно 45 – 50% основных заболеваний связаны с некачественным, неполноценным питанием. И, конечно, в первую очередь, негативному воздействию подвержен детский, ещё не до конца сформировавшийся организм – иммунная, нервная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая системы и так далее.
Допустим, фальсификат из пальмовых жиров вместо качественных молочных продуктов наносит такой же ущерб состоянию здоровья, как злоупотребление алкоголем.
Поэтому проблема питания детей должна заботить не только органы власти, которые занимаются этими вопросами, но и родителей.
– Как вы оцениваете организацию питания в школьных столовых Новосибирска в настоящее время?
– Сегодня произошли серьёзные перемены. Начиная с конца прошлого года, впервые в России наша мэрия взялась осуществлять контроль качества продуктов. Она не обязана это делать, но имеет право.
Только за прошедший период, как мы видим, в два раза снизилось количество некачественной продукции, поставляемой в школы. Это уникальный результат, ни в одном регионе этим никто не занимается. Но проблема сохраняется, особенно в тех школах, где нет централизованного питания.
В школах, с которыми работает муниципальный «Комбинат питания», ситуация лучше, поскольку там проще обеспечить контроль. В других школах, самостоятельно закупающих продукты, мэрия тоже обеспечила выборочную экспертизу по основным продуктовым группам. Однако таких школ порядка 200, и за всеми, конечно, не уследишь.
Если в школе организовано централизованное питание, то здесь контроль неплохой. Меню сбалансировано, согласно нормативам рационального питания, как это требует законодательство. Если же школа самостоятельно организует питание, то там значительно больше риск, что к школьнику на стол попадут фальсификаты или суррогаты.
– Как сформировать рацион школьника, чтобы обучение не сказалось на желудке?
– Хотелось бы обратить внимание родителей на несколько моментов. Во-первых, ребёнок перед отправкой в школу должен получить завтрак, составляющий примерно 15% от общего объёма потребляемой за день пищи.
Если взять относительно здорового ребёнка, то это может быть овощной или фруктовый салат, каша на молоке, творог, яйцо, сыр. Для завтрака не подходит суп, котлета с картофелем – это достаточно тяжёлая еда.
После сна скопилась желчь и ферменты поджелудочной железы, и организм должен начать работать, чтобы от них освободиться, пустить их на переработку завтрака.
Получив достаточно ёмкий завтрак, ребёнок намного легче сможет перенести даже тот вариант, если он не получит питание в школе и пообедает в 13.00 – 14.00.
Во-вторых, питание должно быть горячим, желательно. Однако если есть сильные нарекания к качеству питания в школе, то тогда можно дать ребёнку обед с собой.
– Какие продукты лучше всего для этого подходят?
Например, яблоко и бутерброд с сыром. Также можно предложить бутерброд с рыбой, это может быть скумбрия, хек, минтай, треска. Идеально приготовить рыбу на пару, также можно отварить или запечь в духовке, жарить не рекомендуется.
Ещё приемлемый вариант для обеда с собой – нежирная отварная курица. Конечно, по отношению к курице производители применяют различные хитрости, «пичкая» её гормонами, антибиотиками.
Но вред от их применения можно нейтрализовать, зная, что до 80% этих веществ скапливается в подкожной клетчатке. Поэтому перед приготовлением курицы нужно полностью удалить кожу.
А если хотите избавиться ещё и от последних 20% неполезных добавок, то тогда желательно отварить мясо на втором бульоне. Сначала довести до кипения, поварить три-четыре минуты, затем слить первый бульон, снова залить чистой водой и доготовить. Тогда вы избавитесь на 100% от всех этих веществ.
Не рекомендуем свинину, потому что свиней, так же, как и куриц, очень активно и агрессивно кормят и колют сильнодействующими препаратами. Кроме этого, свинина – это жирное мясо, которое ребёнку тяжеловато перерабатывать. Можно давать говядину, но её сложнее приготовить. Ещё подходят молочные продукты в одноразовой упаковке.
Разумеется, контейнеры с едой должны быть герметично закрытыми, и ребёнок должен съедать принесённый обед после второго-третьего урока, чтобы продукты не успели испортиться.
– Популярный сегодня продукт – фруктовые батончики. Можно их давать детям с собой в школу?
– Фруктовые батончики давать можно. Но нужно учитывать, что они дают «быструю» энергию, а полноценную полезную нагрузку для пищеварения они не дают. В любом случае, их нельзя сравнить с молочными, рыбными продуктами.
Однако в критический момент, когда нет никакой возможности для качественного обеда, то, конечно, лучше батончики, чем ничего. Но это не должно стать правилом.
– При рациональном подходе «еда с собой» поможет ребёнку сохранить здоровье?
– Конечно, еда с собой – это не полноценная замена горячему питанию. Но, по крайней мере, это перекус, который принесёт свою пользу: предотвратит раннее возникновение воспалительных заболеваний пищеварительной системы, проблемы с ростом и развитием ребёнка. Но это при условии, что в два-три часа школьник придёт домой и получит полноценный горячий обед. Если ребёнок качественно завтракает, то такого перекуса достаточно, чтобы он дождался обеда без ущерба для здоровья.
Только не кладите колбасу! Потому что в данной ситуации лучше ничего не есть, чем есть такие откровенные суррогатные фальсификаты, которые наносят тяжёлый ущерб состоянию здоровья.
– Чем опасны колбасные изделия для детей?
– 97% колбасных изделий – это абсолютный суррогат. Например, мы знаем, что часто в них добавляют сою, и не только в колбасные изделия. При этом избыточное потребление таких бобовых как соя может привести к тяжёлым нарушениям нейроэндокринной системы.
И мы сейчас видим очень большое количество ожирения у девочек пубертатного возраста. Избыточное количество растительных аналогов эстрогенов ломает формирующуюся эндокринную систему. В результате дети, вроде бы, и спортом занимаются, и кушают нормально, а всё равно не решается проблема с ожирением.
Если производитель честно указывает в составе сою, то потребитель примерно может посчитать количество, которое ему не повредит. Но, в основном, на практике никто не пишет, обильно добавляя в консервы, колбасные изделия – соя прекрасно имитирует мясные волокна, чем пользуются производители.