Патронажными услугами люди начинают интересоваться только когда близкий человек – в силу болезни или возраста – начинает нуждаться в особой заботе. Какие возможности социального ухода есть в Новосибирске? Чего катастрофически не хватает нашему мегаполису? Наши эксперты – руководители старейших патронажных служб: Светлана Кузьмина («Благодея профи») и Алла Бобылева («Милосердие»).
Кому «показан» патронаж?
Слово «патронаж» в широком смысле означает заботу, опеку, попечительство над кем-то. Соответственно, в зависимости от того, над кем эта опека и кем она осуществляется, патронаж может быть совершенно разным.
«Наше направление – это, в основном, люди пожилого возраста, хотя встречаются и люди зрелого возраста, которые больны каким-либо заболеванием, при котором им требуется посторонняя помощь. Если говорить о нас, то в большей степени это социальный патронаж, потому что он направлен на помощь в уходе за стариками», – рассказала Алла Викторовна Бобылева, директор и собственник патронажной службы «Милосердие», врач-реаниматолог.
«Работаем со всеми категориями больных, которые нуждаются в постороннем уходе. Это и онкологические пациенты, это и люди преклонного возраста со слабоумием, послеинсультные, с переломом шейки бедра – то есть все люди, которые нуждаются в посторонней помощи, – отметила Светлана Борисовна Кузьмина, директор и собственник компании «Благодея профи», врач-психотерапевт.– Единственное, мы не берём пациентов с инфекционными, психическими заболеваниями – когда есть агрессия, возбуждение, угроза для сиделки, а также больных наркоманией, алкоголизмом».
По словам экспертов, в настоящее время такие услуги очень востребованы у новосибирцев: так, на услуги сиделки, бывает, в компаниях образуется очередь. Актуальность таких услуг объясняется просто.
«Родственники держатся за работу, да и не все могут ухаживать. Работа – уход за лежачим – не из лёгких, и психологически сложно. Если умирающий больной – не каждый сможет ухаживать. Поэтому родственники предпочитают заплатить квалифицированному специалисту. Хорошо, когда ухаживает человек, у которого есть навыки, который подготовлен психологически»,– объяснила Светлана Борисовна.
Услуги сиделок: какие гарантии?
Самое востребованное и распространённое направление работы патронажных служб – это предоставление услуг сиделок. Эксперты подчеркнули, что, помимо патронажных служб, подбор сиделок предлагают ещё и кадровые агентства. Однако эти услуги в патронажной компании и в кадровом агентстве различны по своей сути.
«В чём разница между патронажной службой и кадровым агентством? Агентства набирают кадры, а дальше заказчик самостоятельно должен контролировать их работу. А вот у «патронажек» по-другому – они сами работают с кадрами, и договор заключается не на предоставление кадров, а на предоставление услуги патронажа. Таким образом, весь смысл договорных отношений абсолютно разный», – пояснила Алла Викторовна.
И в «Милосердии», и в «Благодее профи» сиделки проходят специальное обучение и работают по единым стандартам. Алла Бобылева выбрала программу «Каритас» – старейшей социальной католической патронажной службы, обладающей одной из лучших обучающих баз. В «Благодее профи» сиделок обучают самостоятельно. Специалисты службы разработали программу обучения для сиделок, родственников, а также всех людей, столкнувшихся с необходимостью ухода за тяжелобольным человеком.
В услуги сиделки, как правило, входит полный набор гигиенических процедур за больным человеком, кормление, прогулки – если позволяет состояние пациента. Кроме этого, если, к примеру, человек после инсульта, то сиделка может проводить несложные мероприятия, направленные на его реабилитацию. В любом случае, в патронажных компаниях подходят к подбору сиделок индивидуально, с учётом особенностей ухода.
График работы также обсуждается индивидуально: от круглосуточного ухода до почасового. Так, в «Благодее профи» минимальный заказ составляет 7 часов, а в «Милосердии» – 3 часа.
Набор персонала – особый вопрос: в обеих организациях подчеркнули, что подходят к нему очень серьёзно. По признанию руководителей, только одна из 10-ти кандидаток успешно проходит собеседование и предварительный отбор.
«Из десяти берём одного. А как же иначе? Мы отвечаем за этих людей, они идут в чужую квартиру. Причём, человек должен быть пусть не внешне, но внутренне симпатичен, должен располагать к себе. Чтобы, когда заходит к пациенту – тот не сказал: ой, нет, мне не надо», – поделилась руководитель компании «Благодея профи».
По её признанию, на роль сиделок подходят исключительно женщины старше 40 лет.
«Молодых ни пациенты, ни родственники не принимают. Им нужны сиделки с жизненным опытом, они меньше стесняются.У нас ведь часто пациенты и мужчины. Молодых пенсионерок даже любят больше»,– отметила Светлана Борисовна.
Кроме этого, чтобы обезопасить себя и своих клиентов от непорядочных претенденток на должность сиделки, несколько новосибирских патронажных компаний ведут общий «чёрный список». Таким образом, кандидатке, не лучшим образом проявившей себя в одной компании, откажут в трудоустройстве и в других.
Новые возможности: уход и реабилитация в стационаре
Не у всех родственников есть возможность организовать качественный уход за близким человеком на дому. Это может быть связано с частыми командировками либо тяжёлым состоянием пациента, требующим не только социального ухода сиделки, но и медицинского контроля.
Выходом в такой ситуации может быть помещение больного в стационар, где, помимо заботы сиделки, он будет и под медицинским присмотром.
Такую возможность с недавнего времени предлагает патронажная служба «Благодея профи», взяв в аренду койки в отделении восстановительного лечения на базе протезно-ортопедического предприятия.
«Также туда берём пациентов после инсульта. Там намного больше возможностей по реабилитации, чем в домашних условиях: можно массаж, физиолечение подключить плюс круглосуточный уход сиделки»,– делится Светлана Кузьмина.
Транспортировка маломобильных пациентов
«Милосердие» – единственная патронажная служба в Новосибирске, успешно внедрившая услугу перевозки ограниченных в движении больных. В настоящее время в патронажной службе имеется свой автопарк из пяти машин, специально оборудованных для перевозки и переноски таких пациентов.
По словам Аллы Бобылевой, эта услуга чрезвычайно востребована у новосибирцев. И, в общем-то, она и была запущена в ответ на запросы маломобильных пациентов и их родственников.
Наряду с коммерческим направлением, «Милосердие» сотрудничает по этой услуге с мэрией г. Новосибирска в рамках проекта социальной службы сопровождения («социальное такси»). Благодаря этой инициативе, маломобильные люди могут посещать социально-значимые объекты, оплачивая транспортные услуги по минимальным расценкам. Как рассказала Алла Викторовна, в этом году перечень объектов был значительно расширен – так, к примеру, летом у клиентов «социального такси» большой популярностью пользовался зоопарк.
Прокат и продажа средств по реабилитации и уходу
Это ещё одна вспомогательная услуга, которая также возникла в ответ на потребности клиентов. И «Благодея профи», и «Милосердие» предоставляют в прокат обширный выбор реабилитационных средств для тяжелобольных пациентов. Различные модели колясок, костыли, трости, специальные кровати, противопролежневые матрасы и пр. – часто и сами пациенты, и родственники плохо представляют, что действительно необходимо и как надолго, чем больному будет удобно пользоваться. Таким образом, услуга проката позволяет значительно сэкономить средства, которых и так часто не хватает, когда в семье появляется тяжелобольной.
Дополнительно к прокату, кампания «Милосердие» открыла интернет-магазин, где можно приобрести современные средства ухода за лежачими пациентами.
Особенности социального бизнеса
Патронажные услуги – это особый социальный бизнес, которым сможет заниматься далеко не каждый. Один из главных факторов, который оказывает влияние на этот рынок, – малая прибыль.
«Компании, которые начинают этим заниматься, больших денег не получат. Это очень хлопотный, очень тяжёлый бизнес. В том числе и психологически – ведь это работа с той категорией пациентов, которые вряд ли поправятся. Люди, которые этим занимаются, просто считают, что этим нужно заниматься. Платежеспособность населения строго определённая: нужно реально смотреть на вещи – народ-то, честно говоря, не жирует совершенно. Рынок сиделок давно сложился, ценовая политика сиделок тоже давно ясна. Поэтому мы находимся между тем, что привыкли получать сиделки, и тем, на что способна семья. И вилка, поверьте, очень небольшая»,– поделилась Алла Бобылева.
Второй важный фактор – это рынок труда. И Алла Викторовна, и Светлана Борисовна считают кадровый вопрос одной из главных проблем бизнеса.
«Главная проблема – хороших сиделок набрать, порядочных. Добрых, терпеливых. Работа тяжёлая. Наша задача – отобрать среди кандидаток таких, которым бы родственника своего доверил, потом научить. Я как психотерапевт их и саморегуляции обучаю, потому что пациенты тяжёлые, и синдром выгорания у сиделок часто встречается, если они не умеют вести себя правильно»,– рассказала директор «Благодеи профи».
Третий важный фактор – это особенности законодательства, которые сейчас тормозят развитие рынка патронажных услуг, например, в части медицинского патронажа.
По словам директора патронажной службы «Милосердие», именно медицинского патронажа, подразумевающего не только социальное, но и медицинское обслуживание пациентов на дому, сейчас катастрофически не хватает на новосибирском рынке.
«Мы работали в этом направлении, но перестали этим заниматься, поскольку оно влечёт за собой совершенно необоснованныезатраты. Законодательство сейчас так устроено, что для получения лицензии нужно оборудовать целый медицинский центр, который в случае оказания услуг на дому будет стоять абсолютно пустым. Лицензирование должно идти не на организацию, а на врача. Лицензироваться должны не стены, лицензироваться должен конкретный врач, которого организация могла бы нанимать, как на западе. В эту сторону всё меняется, но пока очень медленно. А сейчас для лечения пролежней на дому, например, мне нужно показать лицензионному комитету операционную», – рассказала Алла Викторовна.
По её словам, пока внедрение услуг медицинского патронажа возможно на основе крупных медицинских центров, однако им этим заниматься невыгодно.
Перспективы развития
Исходя из этого, Алла Бобылева считает медицинский патронаж одним из тех направлений, который в перспективе должен развиваться, при соответствующих изменениях в законодательстве.
«Хотелось бы оказывать помощь в виде курации, в виде медицинского патронажа на регулярной основе, чтобы на пациента заводилась курационная карта»,– поделилась профессиональной мечтой Алла Викторовна.
По её мнению, медицинский патронаж можно было бы организовать и в рамках государственно-частного партнёрства, что она считает очень перспективным направлением. В настоящее время «Милосердие» работает в таком формате по двум проектам: уход за пациентами, которые сдали свои квартиры в пожизненную ренту городу и «социальное такси».
«У нас есть, и я считаю, это очень перспективный путь для любого направления бизнеса и для государства. У бизнеса будут стабильные заказы, у государства будет существенная экономия денежных средств. Много было предложений с нашей стороны, со стороны медицинских частников, позволяющих существенно сэкономить бюджетные деньги, но пока они не были услышаны», – рассказала руководитель «Милосердия».
Светлана Кузьмина отмечает, что в Новосибирске серьёзно не хватает стационарного ухода для тяжёлых больных с дефицитом самоухода, и, в первую очередь, – полноценного хосписа.
«В Кемерове – два хосписа, в Питере – три хосписа, хосписа именно для уходящих больных. У нас – ни одного хосписа на полуторамиллионный город! Я знаю, что проекты были в министерстве, мы разговаривали на эту тему, но потом их – под сукно. Проблема с большущим восклицательным знаком! У нас есть только одно барышевское отделение паллиативной помощи, куда пациентов кладут на три недели для того, чтобы отрегулировать обезболивание. Несколько пациентов у нас там лежало с нашими сиделками»,– поделилась наболевшим Светлана Борисовна.
Хочется надеяться, что работа в этих направлениях будет продвигаться, паллиативная помощь, медицинский и социальный патронаж будут развиваться как на уровне государства, так и частного предпринимательства. Новосибирск в этом очень нуждается. «Пока же работаем так, как возможно», – подвела итог нашей беседы Алла Бобылева.