18+

Татьяна Бекишева

7

Тамара Абрамова: обычная жизнь непубличного человека

Интервью с Тамарой Абрамовой – победителем конкурса «Врач года 2016» в номинации «За преданность врачебной профессии»

Тамара Абрамова: обычная жизнь непубличного человека
Источник изображения: личный архив Т. Абрамовой

У оториноларинголога городской клинической больницы №1 Тамары Петровны Абрамовой врачебный стаж – 56 лет, из которых 46 отданы одному медучреждению. Портал «Сибмеда» побеседовал с Тамарой Петровной о профессии, участии в конкурсе «Врач года 2016» и просто о жизни.

Жизнь не сказка, потому что именно в жизни возможно всё. Наша героиня родилась в маленьком посёлке Литвиновское, в Казахстане. В семье росло восемь детей. Когда одна из дочерей, Тамара, очень хорошо окончив школу, решила стать врачом (честно говоря, не столько осознанно, сколько спонтанно), родители, не медики, отговаривать не стали. Да, большой возможности помогать материально не предвидится, но, если человек хочет учиться – значит пусть учится. И выпускница поселковой школы едет в Томск поступать в старейший медицинский вуз. Абитуриентский статус на студенческий она поменяла с первой попытки!

личный архив Т. Абрамовой

Важное заявление

Сейчас у оториноларинголога городской клинической больницы №1 Тамары Петровны Абрамовой врачебный стаж – 56 лет. Из них 46 лет стажа (и жизни) отдано «горке». Недавно Тамара Петровна пережила не самый приятный момент. А что должен думать опытнейший специалист, когда представитель администрации приглашает к разговору и начинает примерно такими словами: «Знаю, вы это не любите, но вы только не волнуйтесь…».

Доктор Абрамова, в любой ситуации умеющая держать лицо, внутренне собралась, чтобы написать заявление об уходе. Предлагают уходить – значит, надо уходить.  Но представитель администрации продолжила: «Мы хотим выдвинуть вашу кандидатуру на «Врача года – 2016». Тамара Петровна, действительно не любящая фазу «медных труб», к радости коллег в конкурсе участвовала и победила в номинации «За преданность врачебной профессии».

личный архив Т. Абрамовой

На приёме

– Ну, что я вам могу рассказать?  У меня обычная жизнь, я не публичный человек, много лет работаю в одной и той же больнице. Раньше оперировала, сейчас нет. Как специалист оказываю именно неотложную помощь, пациент в приёмный покой может поступить в любой момент.  Будет сложно найти время на беседу.В ответ на просьбу о встрече для медицинского портала Тамара Петровна очень доброжелательно, но твёрдо думала отказать. Договорились, что журналист на приёме всё-таки посидит.

– Тамара Петровна, – спрашиваю для начала, – вы ведёте скоропомощной приём, а это каждый раз ситуации новые. Вас ещё что-то может удивить?

– Да уже ничего, наверное. За столько-то лет…

– Мы говорим, что медицинская наука меняется, меняются требования к докторам. А если о психологическом портрете пациента говорить, он насколько изменился со временем?

– Жизнь в кризис лишает людей стабильности и добавляет нервозности. На современных пациентах это чувствуется. И врач сегодня, это не секрет, вынужден бумажной работе уделять едва ли не больше внимания, чем человеку. Сегодня к узкому специалисту, к тому же лору, не получится попасть без визита к терапевту. Не думаю, что это правильно, ведь время теряется. И кое-кто пытается хитрить, пытаясь плановую помощь получить как экстренную. А если человеку нужен курс лечения? Он придёт сюда разово. А дальше? Сам себя перехитрит и решит, что здоров? До следующего визита за экстренной помощью?

из личного архива Т. Абрамовой 

… Один из пациентов – молодой человек. Скромный, внимающий доктору. Интеллигентно позволивший журналисту его фотографировать.

– Перелома у тебя, парень, нет, – говорит, разглядывая рентгеновские снимки, врач и даёт чёткие рекомендации. Тут же доктор и сестра улыбаются: – Ну вот, другой уже человек!

Как оказалось, до рентгена этот пациент зашёл в кабинет изрядно пьяным и матерящимся. Пострадал в драке. Как оправдывается сейчас, солёные словечки лезли от боли. Тогда Абрамова смогла повернуть ситуацию так, что молодому человеку действительно стыдно стало, и он протрезвел.

– Тоже не было, пожалуй, такого, чтобы на врачей пациент мог себе позволить материться, – комментирует Тамара Петровна.

– Вы для пациентов, как мама, – делюсь я наблюдениями о приёме, –  Видите насквозь все их мелкие хитрости. И не можете не любить ребёнка, пусть даже он и капризничает от боли.

– А как же по-другому работать? – тут же реагирует врач. – Знакомый моей дочери, когда у неё первый раз лечил зубы, сказал, что мы очень похоже с пациентами общаемся.

из личного архива Т. Абрамовой

Острая боль испытаний

Говорят, Бог (судьба) испытывают прежде всего любимчиков. Испытание – это доверие. Испытание всегда даётся по силам. Всё это так, возможно. Но когда приходится хоронить собственного ребёнка… С этой острой болью, с годами не проходящей, как-то нужно жить. И держать лицо.

У Абрамовых врачебная династия могла бы быть. Но в 2003 году 38-летней дочери Ирины не стало.

– У неё диплом стомфака был под №1, потому что Абрамова. И врач она была хороший. Её нет, а пломбы, которые она пациентам ставила, стоят. Дочь и зять умерли с разницей в несколько месяцев. Внучке Ксюше тогда было 13 лет. И дальше её растили мы с мужем. Сейчас внучке 26 лет. Как бабушка очень переживаю, что она не замужем. С медициной Ксения не связана. Выбрала после школы другой вуз. Правда, недавно промелькнуло сожаление, что в своё время мы не настояли на поступлении в медицинский. Но как мы с мужем считаем, человек только сам должен выбирать профессию. Со временем внучка становится больше похожей на маму. Та была лёгкой на подъём, ей интересно было узнавать новые города. И нынче Ксюша очень активно знакомилась с Петербургом, ей это было по-настоящему интересно.

из личного архива Т. Абрамовой

Про силу стабильности

Где силы брать, когда земля уходит из-под ног? Некоторые семьи распадаются на отдельно составляющие половинки, раздавленные горем, как некогда цельный и крепкий орех – тяжестью. Абрамовы поженились перед распределением, в 1958 году, и до сих пор, к счастью, вместе.

из личного архива Т. Абрамовой.

– Юрий Олегович из Новосибирска, он начинал учиться в новосибирском мединституте, а в 1954 году его папу перевели в Томск. Юра тоже перевёлся в наш вуз. Так что мы знакомы со второго курса. Студенткой я жила в общежитии. Жизнь студентов общежитий была бедная, но радостная и дружная. Многим однокашникам родители могли помочь только тем, что сами смогли вырастить. Делиться теми же продуктами, готовить не только для себя, но и для друзей считалось нормальным. Какую вкуснейшую картошку жарил наш друг Миша Медведев! Мы до сих пор с ним дружим. А тогда и не загадывали, что он на 24 года будет ректором Томского медицинского института.  Да, у нас остались общие друзья ещё со студенческой поры. А поженились мы перед распределением, в 1958 году, девичью фамилию Егорова я поменяла на фамилию мужа.

Три года мы как молодые специалисты отработали в Томске-7. К сожалению, не стало свёкра, и в 1963 году мы переехали в Новосибирск.

из личного архива Т. Абрамовой

– Тамара Петровна, то, что вы с мужем оба медики, это помогает или мешает?

– Это хорошо! У мужа хирургический стаж 46 лет, он доцент. В нынешнем новосибирском университете преподавал 33 года. Разумеется, любые профессиональные темы мы тоже могли друг с другом обсудить. Сейчас Юрий Олегович увлёкся работой со словом, пишет прозу и стихи. В 2009 году он стал членом Союза журналистов и писателей России.

– А вам муж стихи посвящает?

– Да! К моему юбилею написал стихотворение. На мой взгляд, очень хорошее.

из личного архива Т. Абрамовой

О красках впечатлений

Вот она какая, «жизнь, в которой ничего особенного». С любимыми: семьёй и работой. Просто каждый из нас проживает жизнь по-разному. Кто-то – предпочитая за тот отрезок времени, который нам дан, успеть попробовать как можно больше, как можно чаще меняя декорации. Кто-то, храня внешнюю стабильность, тратит силы, чтобы меняться и совершенствоваться внутри одного и того же дела, рядом с одним и тем же человеком. (Кстати, доктор Абрамова со своей медицинской сестрой работает тоже долго. Целых 15 лет). Зёрна опыта со временем становятся жемчужинами мудрости.

из личного архива Т. Абрамовой

– Конечно, наша жизнь не ограничивалась только семьёй и работой, – уточняет Тамара Петровна. – Мы много путешествовали, видели страну и мир. Были и в Египте, и в Индии. Даже попали на Мальдивы в составе первой советской группы туристов! Я и сегодня могу потратить сутки на поездку в автобусе. Но больше всего люблю Бибиху, где у нас дача. Если смотреть вдаль, то дачные участки сменяют роскошные лесные пейзажи. Глаз отдыхает. Красота. Умиротворение. 

Из стихотворения Юрия Абрамова «Моей жене Тамаре»

Прожили с тобою мы больше полвека,
Могли путешествовать, на гору влезть,
Профессия наша – лечить человека,
Спасибо тебе, что ты есть.  

С тобой мы немало и бед пережили,
Но гордо держались под именем «Честь!»,
Имеем мы все, хоть богатств не нажили,
Спасибо тебе, что ты есть.

Ведь ты для меня и жена и подруга,
Я рядом с тобою, мне счастья не счесть,
Тебя я люблю, нету лучшего друга,
Спасибо тебе, что ты есть!!!



Самое интересное – в наших официальных каналах: ВК, Telegram, Дзен

Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 0
Подписаться на комментарии
Добавить комментарий
Читайте также