Ваш город:
18+

Елена Климова

5

Посмотри на меня, малыш! Проблемы ранней диагностики аутизма у детей

Ранняя диагностика аутизма у детей: значение ранней диагностики, «триада признаков», степени проявления аутизма, чем могут помочь родители

Посмотри на меня, малыш! Проблемы ранней диагностики аутизма у детей
Источник изображения: http://ru.freepik.com/

Психиатры отмечают, что детей с подозрением на аутизм к ним приводит всё чаще. Специалисты уверены: раннее выявление аутизма облегчает социализацию ребёнка. А в случае аутоподобных проявлений в поведении малыша, имеющих другую причину, своевременно оказанная помощь может и вовсе привести состояние ребёнка в норму. Подробнее об этом рассказала клинический психолог Елена Котенко.

личный архив Е. Котенко
 

–  Елена Александровна, вопрос с предысторией. Моими соседями по купе нынешним летом оказались мама со взрослым сыном-аутистом. Они живут в Норвегии, в этой стране аутисты получают от государства бесплатно и социальную, и медицинскую помощь. Мама (медицинский работник) воспользовалась вакансией медсестры в Норвегии ещё в конце 90-х, когда её пятилетнему ребёнку поставили диагноз «аутизм с задержкой психического развития».  Она уверена: если бы диагноз мальчику поставили раньше, можно было бы смягчить проявления болезни и избежать отставания в развитии. 

Насколько важна ранняя диагностика аутизма?

– Аутизм диагностируется примерно с трёхлетнего возраста. Степень его проявления различна: от аутоподобного поведения до тяжёлого аутизма с аутоагрессией. В первом случае родители могут долго не замечать особенностей поведения ребёнка, объясняя их тем, что «он спокойный».

–  Что в поведении ребёнка должно насторожить?

– Триада признаков. Первый симптом – нарушение самоидентификации. Ребёнок говорит о себе в третьем лице: «Игорёша пойдет». «Игорёша возьмет» и так далее.

Второй – нарушение социальных навыков. Ребёнок может не откликаться на своё имя, не смотреть в глаза собеседнику и вообще не нуждаться в общении. Прочесть об этом можно в книге Ирис Йоханссон «Особое детство». В ней мир ребёнка-аутиста описан «изнутри», на собственном опыте. Девочка-аутист стала впоследствии психологом. Она даже вышла замуж и родила дочь. Большая заслуга в том, что её жизнь сложилась именно так, принадлежит отцу Ирис. Простой шведский крестьянин, без чьей-либо профессиональной помощи понял проблемы своей дочери. Он учил её умываться и чистить зубы, и даже ходить в туалет.

Благодаря его любви, вниманию и отзывчивости Ирис сумела преодолеть «глубокие нарушения общения», окончила школу, затем институт. Она стала психологом, консультирующим педагогов и родителей детей-аутистов.

Третий симптом – нарушение речевого развития, запаздывание речи. Или эхолалия, то есть ребёнок повторяет фразы, которые слышит. На обращение «Здравствуй, Игорёша», он ответит: «Здравствуй, Игорёша».

http://ru.freepik.com/ 

– Но нередко случается, что дети поздно начинают говорить.

– Да, и сразу – сложными словами или предложениями.  Это особенности развития ребенка.  Аутизм же – заболевание головного мозга, имеющее генетическую природу (хотя до сих пор не определено, какая именно генная поломка отвечает за его возникновение). Основанием для беспокойства должна быть триада симптомов.

И ещё, как правило, стереотипные повторяющиеся действия. Ребёнок что-то вертит в руках. Дайте ему машинки – он не начнёт «гудеть» и катать их по полу, а просто выстроит в ряд в определённой последовательности. И станет бурно возмущаться, кричать, если кто-то эту последовательность нарушит. Этим детям нужен порядок, постоянство. К переменам, в частности, к поездкам, их следует подготавливать и приучать терпеливо и постепенно.

– Что изменит ранняя диагностика? Аутизм же нельзя «вылечить»?

– Можно помочь социализации ребенка. Степень проявления аутизма разная. От аутоподобных проявлений поведения, которые можно сгладить или вообще нивелировать вовремя начатым психотерапевтическим комплексным лечением, до тяжёлого аутизма с аутоагрессией, когда ребёнок может причинять себе физический вред, бить себя и кусать. У такого ребенка нет речи. Он не идёт на контакт, не соглашается даже зайти в кабинет врача. В этом случае терапию начинают с медикаментов, но затем переходят к психотерапии.

– И такой ребёнок может впоследствии заговорить?

– Может. Нужен комплексный подход разных специалистов и неустанный поиск вариантов терапии. Психиатр, психолог, логопед, музыкальный педагог, дефектолог, эндокринолог, генетик. Психиатр или генетик могут назначить диету. И работа рассчитана не на месяц, а на годы. 

http://ru.freepik.com/ 

– При чём тут диета?

– У некоторых детей сдвиги в лечении появляются при определённом рационе. Кому-то помогает безглютеновая диета, кому-то – безказеиновая. А на других детей изменения рациона совершенно не действуют. Надо искать «ключик» к каждому такому ребенку.

– А музыкальный педагог?

– Часто этот «ключик» помогает отыскать музыка. Многие дети-аутисты любят музыку. Благодаря музыке удаётся, например, научить ребёнка-аутиста пользоваться речью. Но с аутистами нет общих рецептов. Некоторые дети с диагнозом «аутизм» не переносят музыку (как и любые громкие звуки), зажимают уши при первом звучании инструментов.

http://ru.freepik.com/ 

– Чем могут помочь родители?

– Конечно, следовать назначениям специалистов. Расскажу о так называемой «терапии удержанием» или «холдинг терапии». Темпл Грандин, ещё одна женщина с диагнозом «аутизм», ныне профессор животноводства в университете штата Колорадо, как и Ирис Йоханссон, написала несколько книг, позволившие увидеть аутизм изнутри.

В книге «Отворяя двери надежды» она рассказывает о своём детском изобретении – «обнимальной машине» – тесном пространстве, где ребёнок с аутизмом чувствует себя комфортно. Холдинг-терапия действует по тому же принципу. Но не машина, а мама просто держит ребёнка на ручках, прижимает к себе. Это не всегда бывает просто. В первые дни ребёнок может кричать и вырываться, и не пять минут, а пару часов, а мама всё это время должна ласково уговаривать малыша, что всё хорошо, что он в безопасности. Поэтому, если мама не готова к такому сопротивлению ребенка, мы советуем не начинать. Однако при должном терпении мама бывает вознаграждена, ребёнок спустя несколько сеансов сам будет идти на руки. Таких сеансов должно быть не менее десяти. Проводить их нужно раз-два в неделю.

– Темпл Грандин –  профессор животноводства. Это не случайно? Детям с аутизмом полезно общение с животными?

– Аутистам показана иппотерапия (общение с лошадьми) и канистерапия (общение с собаками). Лучше, если собака будет специально обученная, и непременно – спокойного нрава, терпеливая, без проявлений агрессии.

http://ru.freepik.com/ 

– Как отличить замкнутого, необщительного ребенка от ребёнка с аутизмом?

– Аутоподобные проявления поведения, особенно, при ранней диагностике, полностью нивелируются после работы со специалистами. Недавно ко мне обратились родители полуторагодовалого малыша, у которого педиатр заметил аутоподобные проявления. Спустя полгода работы нашей работы ребёнок изменился до неузнаваемости. Теперь он вовлекается в игры, общается. В данном случае раннее обращение сыграло решающую роль в коррекции поведения малыша.

Аутизм же можно только смягчить, помочь ребёнку социализироваться, дать возможность развиваться. Дети с аутизмом иногда обладают высокоразвитым интеллектом, они способны учиться в школе и в институте. Но в быту они остаются наивными, как 5—6-летний ребёнок. Они нуждаются в сопровождении и бытовой помощи.

– Как организована у нас медицинская и социальная помощь детям с аутизмом?

– К сожалению, организовывать комплексную помощь ребёнку родителям приходится самостоятельно. Государственных учреждений, где специалисты совокупно возьмутся за психолого-педагогическую работу с ребёнком-аутистом, нет. Встречаются дневные стационары комплексной помощи, но ребёнок может посещать их в течение двух недель или месяца. А работа по социализации ребёнка-аутиста, как мы говорили, длится годами.

– Есть ли какой-то способ первичной, «домашней» диагностики, которую могут провести родители, прежде, чем обращаться к специалистам?

– Существует тест М-CHAT. Вопросы теста обращены к родителям детей в возрасте от 16-ти до 30-ти месяцев. Тест может использоваться для оценки риска наличия аутизма и представителями немедицинских специальностей. Однако не все малыши, у которых на основе этого теста выявляются аутоподобные состояния, действительно имеют признаки аутизма. Советую родителям обращаться к специалистам.  


Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 2
Подписаться на комментарии
Екатерина
Подскажите, где принимает Елена Александровна, и возможны ли консультации с выездом на дом
Sibmeda
Доброго дня! Ответили вам в личном сообщении. Спасибо за обращение!
Добавить комментарий
Читайте также