Дедлайн – реалия современной жизни: он предполагает, что задача должна выполняться в точный срок, строго к определённому времени. Исследователи решили выяснить, увеличивается ли уровень стресса у работников умственного труда, когда им приходится работать в условиях дедлайна?
Эксперты, в целом, оценивают дедлайны как «сложные» события, вызывающие негативные чувства. В США даже сделаны попытки локального внедрения программ, исключающих установку дедлайнов. Однако, есть и другое мнение: дедлайны необходимы, потому что они мотивируют людей действовать.
Учёные из Университета Хьюстона, Техасского университета A&M и Политехнического института Милана поставили цель ответить на вопрос: вызывает ли работа в режиме дедлайна более высокую нагрузку на симпатическую нервную систему, чем работа вне строго установленных сроков завершения. Активация симпатической системы – это состояние физиологического возбуждения, показывающее, насколько люди напряжены и есть ли риск стрессового состояния. Об исследовании рассказывает MedicalXpress.
За участниками эксперимента (ими стала группа учёных) наблюдали во время их работы в офисе в течение двух дней до наступления критического срока – дедлайна, а также в течение двух других дней, когда срок не был установлен. В помещении были установлены миниатюрные камеры, которые аккуратно фиксировали физиологию лиц работников и их движений в течение рабочего дня. Симпатическая активация измерялась каждую секунду с помощью количественной оценки уровня периназального потоотделения.
После анализа данных выяснилось, что работники умственного труда испытывают высокую симпатическую активацию во время работы – что говорит о сложном характере исследовательской деятельности. Однако, высокая симпатическая активация оставалась таковой не зависимо – проходила ли работа в условиях дедлайна или нет.
Авторы привели такое сравнение: если вы всё время находитесь под проливным дождём и в какой-то момент он ещё немного усиливается – это не будет иметь особого значения, поскольку вы уже и так промокли до нитки.
Единственными факторами, которые, как показал эксперимент, усиливают симпатическую активацию, были широкое использование смартфонов, а также чтение и письмо. Первый фактор – проявление тенденций зависимости от гаджетов, которые во всём изменили поведение людей. Второй фактор – неотъемлемая часть исследовательской работы и, следовательно, неизбежна.