Сотрясение мозга у школьников – достаточно распространённая проблема. Чаще всего оно случается во время активных игр, спортивных занятий, когда есть риск получения резкого толчка, удара по голове или телу. Опасность в том, что сотрясение мозга выражается не только сиюминутной симптоматикой – его последствия могут быть продолжительными.
Исследование, опубликованное в журнале Injury Prevention, содержит информацию о том, что подростки, перенесшие сотрясение мозга в течение последних 12 месяцев, могут иметь на 25% больше рисков получения плохих отметок, чем те, у которых сотрясения не было.
Сотрясение мозга – это временное его повреждение, вызванное ударом или толчком по голове или телу, в результате которого мозг совершает быстрые движения вперёд и назад. К общим признакам сотрясения относят потерю сознания, головокружение, головную боль, амнезию, рвоту, проблемы с памятью и концентрацией внимания.
Авторы работы отмечают, что число сотрясений среди молодёжи весьма значительно, и понятно, что они приводят к физическим, когнитивным и эмоциональным нарушениям. При этом, нет чётких рекомендаций, как возвращать школьников после сотрясения назад в академическую деятельность, и также не изучен вопрос о влиянии сотрясения мозга на дальнейшую успеваемость учащихся.
В данном исследовании учёные выясняли – есть ли связь между сотрясением мозга и успеваемостью старшеклассников. Были проанализированы данные 10 756 подростков из исследования рискованного поведения молодежи 2019 года, полученные в ходе опроса. Из общего числа 14,9% подростков сообщили, что за последние 12 месяцев у них было хотя бы одно сотрясение мозга.
Исследователи подсчитали, что наличие хотя бы одного сотрясения в течение года было связано с более высоким риском плохой академической успеваемости (на 25%), и эта связь усиливалась при повторных сотрясениях.
Авторы указывают на некоторые ограничения, которые возникали в ходе работы. Так, не были оценены изменения академической успеваемости до и после сообщений о сотрясении мозга; работы велись только по самоотчётам студентов; исследование не включало изучение социально-экономических факторов.
Тем не менее, резюмируют исследователи, сотрясение мозга в анамнезе было в значительной степени связано с плохой успеваемостью, а множественные сотрясения мозга сказывались особенно пагубно на успеваемости учащихся.