Студенты перед экзаменами могут на неделю и дольше запираться в своей комнате с целью вызубрить материал. Между тем, учёные доказали, что улучшить процесс запоминания может смена обстановки: студентам они рекомендовали бывать в совершенно новых местах, чтобы выучить всё быстрее и лучше.
Новое исследование опубликовано в журнале Scientific Reports. Авторы говорят, что процесс обучения после знакомства с новой средой пойдёт легче, обеспечив лучшее запоминание материала. Посещать желательно места, где раньше никогда не был.
Эксперимент проводился в 2020 году в научном центре NEMO Science Live, и в нём приняли участие более четырёхсот людей в возрасте от 8 до 67 лет. Участники должны были исследовать виртуальный лес: одна группа проходила через одну и ту же среду дважды, а другая во второй раз посещала другое место. После этого участникам предлагали пройти ряд тестов – в том числе, тест на запоминание последовательности слов. Оказалось, что подростки и молодые люди, побывавшие во второй раз в новой среде, лучше запоминали список слов.
Учёные связали лучшее запоминание слов после исследования новой среды с дофамином. Новая среда повышает уровень дофамина, который проецируется в гиппокамп – область мозга, связанную с обучением.
Это имеет смысл и с эволюционной точки зрения. В новой среде мы должны всё быстро «сканировать»: где опасность, где можно получить награду и т.д. И этот возникающий «эффект обучения» распространяется и на другие области, не связанные с изучением этой среды.
Правда, всё это оказалось характерно в большей степени для студентов и молодых людей. У пожилых и маленьких детей такой выгодный «эффект новизны» не играл такой роли в улучшении процессов запоминания. Учёные объясняют: у пожилых людей дофаминовая система снижается, у маленьких детей – ещё находится в развитии.